|

|
|
 | |
Главная >> Медицинские статьи >> Психиатрия
Психология и психотерапия шизоидного характераОчевидно, что уже со времен Фрейда, психологи, психотерапевты и психоаналитики осознали, что личность может быть шизоидной на любом уровне – от психологически недееспособных до, более чем, нормальных. Поскольку используемые шизоидами защиты достаточно примитивны (например, уход в фантазии), возможно, что здоровые шизоиды встречаются реже, чем больные, но не находится ни одного научного исследования или систематизированного клинического наблюдения, которое бы эмпирически подтверждало данное предположение. Людей с этим типом характера привлекают возможности, подобные философским изысканиям, духовным дисциплинам, теоретическим наукам и творческой деятельности в искусстве. На границе шизоидного спектра, соответствующей высокому уровню функционирования, мы обнаруживаем таких людей, как Людвиг Витгенштейн, Марта Грехэм, и других в высшей степени оригинальных и выдающихся личностей.
Большинство практикующих психотерапевтов продолжает рассматривать диагнозы шизоидных, шизотипальных и избегающих личностных расстройств как непсихотические версии шизоидного характера, а диагнозы шизофрении, шизофрениформного и шизоаффективного расстройства – как психотический уровень шизоидного функционирования.
Клинический опыт психотерапевта наводит на мысль, что, с точки зрения темперамента, личности, становящиеся шизоидными, являются гиперреактивными и легко поддаются перестимуляции. Шизоидные пациенты часто описывают сами себя врожденно сензитивными, а их родственники часто рассказывают, что в детстве их угнетал избыток света, шума или движения. Как будто бы нервные окончания у шизоидов находятся ближе к поверхности, чем у всех остальных.
Контролируемые наблюдения психологов и исследования темперамента у детей подтвердили сообщения поколений родителей, что в то время как большинство младенцев прижимается, прилипает и цепляется за тело того, кто о них заботится, некоторые новорожденные “окостеневают” или уклоняются – как будто бы взрослый вторгся и нарушил их комфорт и безопасность. Можно ожидать, что такие дети конституционально склонны к образованию шизоидной личностной структуры, особенно если имеет место “плохая подгонка” – между ними и теми, кто осуществляет главную заботу о них.
В области влечений, согласно классическому психоанализу, шизоидная личность представляется борющейся с проблемами орального уровня. А именно: она озабочена необходимостью избежать опасности быть поглощенной, всосанной, разжеванной, привязанной, съеденной.
Предложенное психотерапевтом-психоаналитиком Фэйрберном понимание шизоидного состояния как “голода, ставшего любовью”, адресовано скорее не к ежедневным переживаниям шизоидной личности, а к лежащей в их основании и проявляющейся динамике противоположных тенденций – удаляться, избегать, искать удовлетворения в фантазии, отклонять физический вещественный мир. Шизоидные люди бывают физически тонкими – настолько далеки они от эмоционального контакта со своей собственной ненасытностью.
Подобным же образом, в психоанализе, психотерапии, шизоидные люди не производят впечатление высокоагрессивных личностей, несмотря на то, что некоторые их фантазии содержат насилие. Члены их семей и друзья часто считают этих людей необыкновенно мягкими, спокойными. Эта мягкость существует в очаровательном противоречии с их любовью к фильмам ужасов, книжкам о настоящих преступлениях и апокалиптическими видениями о разрушении мира. В данном случае легко предположить защиту от влечений - депрессию и стресс, но по сознательному переживанию этих людей и по тому впечатлению, которое они производят на окружающих, это милые, спокойно настроенные, привлекательные эксцентрики. Большинство психологов-психоаналитиков, которым пришлось работать с людьми подобного типа, приходили к выводу, что шизоидные пациенты похоронили и свой голод, и свою агрессию под толстым тяжелым одеялом защит.
Шизоидные люди более чем другие оказываются “аутсайдерами”, наблюдателями, исследователями человеческого существования. “Расщепление”, содержащееся в этимологии слова “шизоид”, проявляется в двух областях: между собственным “Я” и окружающим миром; между переживаемым собственным “Я” и желанием. Когда психотерапевт отмечает переживание расщепления у шизоидных людей, он имеют в виду чувство отстраненности от некоторой части самого себя или от жизни вообще.
Проект PsyStatus.ru - психологическая консультация психологов, лечение депрессии, страха, фобий 02.07.2007
Смотрите также: Утопление, Легкая и простая диета для похудения: 'Мясное на ужин плюс настои трав', Болезнь кошачьей царапины, Яблочный спас, Мужчины этого хотят Интересные факты:
Блокаторы ангиотензиновых рецепторов: применение при сердечной недостаточности Профессор Ю.А. Карпов Институт кардиологии им. А.Л. Мясникова РКНПК МЗ РФ, Москва Хроническая сердечная недостаточность (ХСН) является финалом многих сердечно-сосудистых заболеваний, главным образом ишемической болезни сердца и артериальной гипертонии. Проблема ХСН, с одной стороны, представляется одной из важнейших в разделе современной медицины, а с другой – имеет огромное
| Лекарственные травы: старые традиции – новые формы И.И. Садовникова Терминами «нетрадиционная медицина» в настоящее время обозначают способы лечения с помощью различных трав, гомеопатических средств, с применением водных процедур, различных температурных воздействий, акупунктуры и т.д. Такое название довольно спорно, так как именно эти направления применяются с древних времен и являются традиционными в практике многих народов.
| Водоплавающее ухо Плавание как никакой другой вид спорта помогает сохранить здоровье и красивую фигуру, однако у регулярно плавающих женщин иногда болят уши. Как справиться с этой неприятностью, рассказывает врач-отоларинголог Наталья Николаевна Елизарова.
| Лечение гиперкинетических расстройств Гиперкинетические расстройства являются широко распространенной формой психической патологии у детей (от 4 до 14%, по данным разных авторов). Наиболее отчетливо они проявляются в дошкольном (старше 3 лет) и младшем школьном возрасте. О лечении этих патологий рассказывает докт. мед. наук, руководитель отделения клинико-психологических проблем нарушения психического развития Московского НИИ психиат
| Ходить бы правильно function check_form() { ok="yes"; if (document.frmAdd.name.value=="") { alert("Вы не ввели имя") ok="no"; } if (document.frmAdd.opinion.value=="") { alert("Вы не ввели мнение") ok="no"; } if (document.frmAdd.opinion.value.length>500) { alert("Сообщение не должно превышать 500 символов") ok="no"; } if (ok=="yes") { document.frmAdd.submit(); } return false; }
|
| |
|