Яндекс.Метрика
 

   
Главная >> Медицинские статьи >> Психиатрия

Психология и психотерапия шизоидного характера

Очевидно, что уже со времен Фрейда, психологи, психотерапевты и психоаналитики осознали, что личность может быть шизоидной на любом уровне – от психологически недееспособных до, более чем, нормальных. Поскольку используемые шизоидами защиты достаточно примитивны (например, уход в фантазии), возможно, что здоровые шизоиды встречаются реже, чем больные, но не находится ни одного научного исследования или систематизированного клинического наблюдения, которое бы эмпирически подтверждало данное предположение. Людей с этим типом характера привлекают возможности, подобные философским изысканиям, духовным дисциплинам, теоретическим наукам и творческой деятельности в искусстве. На границе шизоидного спектра, соответствующей высокому уровню функционирования, мы обнаруживаем таких людей, как Людвиг Витгенштейн, Марта Грехэм, и других в высшей степени оригинальных и выдающихся личностей.

Большинство практикующих психотерапевтов продолжает рассматривать диагнозы шизоидных, шизотипальных и избегающих личностных расстройств как непсихотические версии шизоидного характера, а диагнозы шизофрении, шизофрениформного и шизоаффективного расстройства – как психотический уровень шизоидного функционирования.

Клинический опыт психотерапевта наводит на мысль, что, с точки зрения темперамента, личности, становящиеся шизоидными, являются гиперреактивными и легко поддаются перестимуляции. Шизоидные пациенты часто описывают сами себя врожденно сензитивными, а их родственники часто рассказывают, что в детстве их угнетал избыток света, шума или движения. Как будто бы нервные окончания у шизоидов находятся ближе к поверхности, чем у всех остальных.

Контролируемые наблюдения психологов и исследования темперамента у детей подтвердили сообщения поколений родителей, что в то время как большинство младенцев прижимается, прилипает и цепляется за тело того, кто о них заботится, некоторые новорожденные “окостеневают” или уклоняются – как будто бы взрослый вторгся и нарушил их комфорт и безопасность. Можно ожидать, что такие дети конституционально склонны к образованию шизоидной личностной структуры, особенно если имеет место “плохая подгонка” – между ними и теми, кто осуществляет главную заботу о них.

В области влечений, согласно классическому психоанализу, шизоидная личность представляется борющейся с проблемами орального уровня. А именно: она озабочена необходимостью избежать опасности быть поглощенной, всосанной, разжеванной, привязанной, съеденной.

Предложенное психотерапевтом-психоаналитиком Фэйрберном понимание шизоидного состояния как “голода, ставшего любовью”, адресовано скорее не к ежедневным переживаниям шизоидной личности, а к лежащей в их основании и проявляющейся динамике противоположных тенденций – удаляться, избегать, искать удовлетворения в фантазии, отклонять физический вещественный мир. Шизоидные люди бывают физически тонкими – настолько далеки они от эмоционального контакта со своей собственной ненасытностью.

Подобным же образом, в психоанализе, психотерапии, шизоидные люди не производят впечатление высокоагрессивных личностей, несмотря на то, что некоторые их фантазии содержат насилие. Члены их семей и друзья часто считают этих людей необыкновенно мягкими, спокойными. Эта мягкость существует в очаровательном противоречии с их любовью к фильмам ужасов, книжкам о настоящих преступлениях и апокалиптическими видениями о разрушении мира. В данном случае легко предположить защиту от влечений - депрессию и стресс, но по сознательному переживанию этих людей и по тому впечатлению, которое они производят на окружающих, это милые, спокойно настроенные, привлекательные эксцентрики. Большинство психологов-психоаналитиков, которым пришлось работать с людьми подобного типа, приходили к выводу, что шизоидные пациенты похоронили и свой голод, и свою агрессию под толстым тяжелым одеялом защит.

Шизоидные люди более чем другие оказываются “аутсайдерами”, наблюдателями, исследователями человеческого существования. “Расщепление”, содержащееся в этимологии слова “шизоид”, проявляется в двух областях: между собственным “Я” и окружающим миром; между переживаемым собственным “Я” и желанием. Когда психотерапевт отмечает переживание расщепления у шизоидных людей, он имеют в виду чувство отстраненности от некоторой части самого себя или от жизни вообще.

Проект PsyStatus.ru - психологическая консультация психологов, лечение депрессии, страха, фобий
 
02.07.2007

Смотрите также:
Хронический бронхит,   Роль кальция и витамина D в развитии патологии сердечно-сосудистой и костной системы у пожилых,   Лекарство от зимней спячки,   Разгрузочные диеты,   Как лечить грыжу диска?
Интересные факты:
Ишемический инсульт
Г. Н. Авакян Доктор медицинских наук, профессор, Кафедра неврологии и нейрохирургии РГМУ, Москва
Изменения органа зрения у детей при общих заболеваниях
Проф. М.Р. Гусева РГМУ General children’s diseases and changes of the eye Guseva M.R.
Выбор статинов для вторичной профилактики ИБС
Профессор Д.М. Аронов ГНИЦ профилактической медицины МЗ РФ, Москва Общие сведения о вторичной профилактике атеросклероза
Анализ функциональных сдвигов тиреоидного статуса при остром инфаркте миокарда
А.В. Плюхина, И.В. Маядянов, В.Н. Саперов Кафедра факультетской терапии ЧГУ им. И.Н. Ульянова
Токсокароз: современный подход
Н. И. Тумольская Доктор медицинских наук, зав. поликлиническим отделением НИИ медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е. И. Марциновского, Москва

Токсокароз — паразитарное заболевание, вызываемое миграцией личинок аскарид животных семейства псовых (T. canis ). Характеризуется длительным рецидивирующим течением и полиорганными поражениями иммунологической природы. Возбуди


 


© 2005-2017 www.medband.ru, написать письмо
Психология и психотерапия шизоидного характера
Медицина от А до Я. Заболевания. Симптомы.
Rambler's Top100