Яндекс.Метрика
 

   
Главная >> Медицинские статьи >> Стоматология

Обучение детей гигиене

Обучение детей индивидуальной гигиене полости рта следует начинать с 2-4-летнего возраста. При этом необходимо учитывать возрастные психологические особенности этой группы детей. Они заключаются в склонности к подражанию, наклонности к коллективным занятиям и осмотрам. Поэтому первоначально осматривают более спокойных детей, что служит примером для подражания. В этом возрасте велика внушаемость, которую надо использовать.
Основой работы с детьми должны быть беседа, непосредственное общение. В указанном возрасте дети слишком малы, чтобы понять необходимость ухода за полостью рта, и объяснение этого для них просто скучно. Вместе с тем приобретенные в этом возрасте навыки становятся особенно прочными и остаются на всю жизнь. Основой их воспитания у детей должны стать игровые ситуации. Обучить детей правильным навыкам ухода за полостью рта можно только в хорошем настроении. Этому служат красивые зубные щетки, чашки для полоскания, цвет и форма предметов, наличие любимых игрушек.
Обучение детей 5-7 лет целесообразно начать с беседы о роли зубов для здоровья, необходимости ухода за ними, так как в этом возрасте дети уже способны воспринять эти знания. Дальнейшие занятия также необходимо строить в форме интересной, занимательной игры.
Обучение чистке зубов обычно независимо от возраста обучаемого начинают с демонстрации. Медицинский работник должен выполнять все манипуляции с объяснением их значения и порядка выполнения. Обычно выделяют 7 последовательных этапов: 1) мытье рук; 2) полоскание рта водой; 3) мытье зубной щетки с мылом; 4) нанесение зубной пасты на головку щетки; 5) чистка зубов; 6) полоскание рта водой; 7) мытье зубной щетки, намыливание ее и хранение в стакане.
Дошкольников 2-4 лет рекомендуется обучать в детском саду (7 занятий по 15 мин) в следующей последовательности:
1-е занятие-осмотр полости рта детей с помощью стоматологического зеркала и шпателя;
2-е занятие-обучение ребенка полосканию полости рта с последующим закреплением навыка и контролем его после еды;
3-е занятие - рассказ о зубной щетке, ее назначении, демонстрация пользования на модели;
4-е занятие - обучение детей пользованию щеткой на моделях челюстей и контроль этого навыка;
5-е занятие - чистка зубов детьми без пасты с последующим мытьем щетки водой, высушиванием и хранением в стакане с закреплением в дальнейшем этого навыка.
6-е занятие - чистка зубов детьми без пасты утром и вечером (дома) под контролем родителей (воспитателей, медицинского работника);
7-е занятие (дома) - чистка зубов детьми утром и вечером с пастой, осуществление ухода за зубной щеткой, полоскание рта.
У дошкольников 5-7 лет методика обучения аналогична (7 занятий), однако больше внимания уделяется объяснению правил чистки зубов, проведению ее на игрушках, а главное - контролю за усвоением правил чистки каждым ребенком путем определения индекса гигиены до и после чистки зубов. Поэтому детям нужно объяснить роль окрашивания зубного налета и значение удаления его при гигиене полости рта.
Для формирования положительных эмоций у детей при обучении необходимо подбирать "вкусную" пасту, яркие щетки, красивую посуду для полоскания.
У детей младшего школьного возраста (1-4-е классы) обучение гигиене полости рта проводятся в 5 уроков. В этом возрасте больше внимания следует уделить рассказу о роли зубов в жизни человека, их заболеваниях, возможности их предотвращения, мероприятиях по профилактике заболеваний полости рта. Детей целесообразно познакомить с более широким кругом средств и предметов ухода за полостью рта: зубными щетками, пастами, порошками и эликсирами.
В обучении гигиене полости рта большая роль отводится контролю за качеством чистки зубов, коррекции ошибок, повторному контролю, так как их данные являются наглядным показателем качества и умения ухода за полостью рта. Обучение взрослых чистке зубов идет по описанным правилам с учетом их сознательного отношения к гигиене, но тоже с обязательным контролем.
Большое внимание в обучении гигиене необходимо уделять полосканиям полости рта для удаления остатков пищи после ее приема. Каждый прием пищи должен завершаться полосканием. Полоскания должны сопровождаться энергичными движениями мимической и жевательной мускулатуры в течение 0,5-1 мин. Для усиления профилактического эффекта полоскания пользуются эликсирами, оказывающими выраженное дезодорирующее и противовоспалительное действие. Для гигиенического полоскания на стакан воды комнатной температуры добавляют 10-15 капель эликсира и полощут рот в течение 12-1 мин.
Для улучшения гигиены полости рта, усиления процессов самоочищения целесообразно употреблять в пищу овощи и фрукты, обладающие высокими тающими зубы и полость рта свойствами: морковь, капуста, редиска, редька, яблоки, груши. Жевание этих продуктов усиливает слюноотделение, механически отчищает зубы от налета и остатков пищи. Такие продукты наиболее целесообразно принимать на десерт или между приемами пищи.
Источник:Стоматология под ред. проф. Боровского Е.В.
 
Источник:   журнал  Дантист.Да.Ру 
27.01.2007

Смотрите также:
Противопоказания современных методов контрацепции,   Особенности фармакотерапии пожилых,   Иммуномодулирующий эффект и эффективность глутоксима в лечении больных с атопическим дерматитом на фоне герпетической инфекции,   Профилактика злого качества,   Ранняя небулайзерная терапия при химическом ожоге верхних дыхательных путей у больных с отравлениями крепкими кислотами
Интересные факты:
Под солнечным прицелом
Предрасположенность и факторы риска. Предрасположенность к более частому возникновению меланомы связывают с фенотипическими особенностями человеческого тела (цвет кожи, глаз и т. д.) и малозаметными или совершенно скрытыми генетическими дефектами, такими как ксеродерма, нарушение репарации ДНК, инактивация гена INK 4a/pl6, то есть признаками, которые могут передаваться по наследству.
Сколько весит...невроз?
Принципиально новую методику диагностики лечения применяют врачи Клиники Московского института кибернетической медицины. Ими разработаны специальные тесты, по которым можно судить об уровне тревожной активности пациента с учетом баланса его нейрогормонов.
История многоканальной кохлеарной имплантации в России.
Кохлеарная имплантация является единственным эффективным методом комплексной реабилитации больных с глухотой и выраженной степенью тугоухости. Данный высокотехнологичный вид медицинской помощи может быть реализован только при участии команды специалистов различных профилей: оториноларингологов, сурдологов, электрофизиологов, сурдопедагогов, психологов, инженеров, программистов, психоневрологов, с
Онихомикоз: лечение и профилактика
И.В. Куценко Главный дерматовенеролог Управления здравоохранения Донецкой области Грибковые поражения ногтей (онихомикозы) относятся к наиболее распространенным дерматологическим заболеваниям. Они встречаются у 10–15% населения, а среди лиц старше 60 лет — почти у 30%. Онихомикоз представляет собой длительно существующий очаг грибковой инфекции, что способствует ее распространению и
Головная боль у детей и подростков
Назаренко С.Ю. Ассистент кафедры педиатрии ФПК СГМУ Головная боль (цефалгия), одна из наиболее частых жалоб в общемедицинской практике, может быть ведущим симптомом при более чем 45 различных заболеваний. Острая нарастающая головная боль может указывать на возможность опасного для жизни заболевания и требовать экстренного обследования и лечения. Хроническая, периодически повторяющаяс

 


© 2005-2017 www.medband.ru, написать письмо
Обучение детей гигиене
Медицина от А до Я. Заболевания. Симптомы.
Rambler's Top100