Яндекс.Метрика
 

   
Главная >> Медицинские статьи >> Педиатрия

Физическое воспитание детей второго года жизни

Часть 2: Физическое воспитание детей второго года жизни

Г. Е. Егоров, Г. П. Белохвостова. В. И. Басакова, Т. Н. Зайцева
Новокузнецкий городской врачебно-физкультурный диспансер,
Кафедра лечебной физкультуры, физиотерапии и курортологии Новокузнецкого ГИДУВа
После года детей приучают к групповым занятиям. Группы состоят из 6-8 человек, длительность занятий в пределах 10-12 минут. С 1 года до 1,5 лет детей обучают ходить в прямом направлении по дорожке, доске; подниматься по наклонной доске, приподнятой одним концом от пола на 10-15 см (ширина 25 см, длиной 1,5-2 м); всходить на ящик высотой 10 см; перешагивать через веревку, палку, приподнятую над полом на 5-10 см или лежащую на полу. Лазить, подползать, влезать на стремянку высотой в 1 м чередующимся и приставным шагом. Бросать мячи.
Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года до 1 г. 2 мес.
1. Ходьба «стайкой» за воспитательницей до 1 мин.
2. Ходьба к цели, к яркой игрушке по дорожке 2 раза.
3. Перешагивание через палку, лежащую на полу 2-3 раза.
4. Восхождение на ящик высотой 5-10 см — 2 раза.
5. Подползание под веревку — 2 раза.
6. Катание большого мяча 2-3 раза.
7. Ходьба «стайкой» до I мин.

Упражнения, рекомендуемые для детей в возрасте от 1 года до 1 г. 2 месецев
а) упражнения для рук, плечевого пояса и в бросании.
1. Бросание большого мяча. Побудить ребенка бросать мяч 2-мя руками. Бросание вниз большого мяча из положения стоя (по просьбе сестры), ребенок бросает вниз большой мяч, который держит обеими руками. Повт. 2-3 раза.
2. Бросание малых мячей в даль в положении стоя.
3. Катание большого мяча в заднем направлении (сестра сажает 2-4 детей на коврик, сама садится напротив них на расстоянии 40-50 см и катает большой мяч по очереди каждому ребенку. При этом она называет детей по имени и говорит «лови мяч и кати ко мне»). Повт. 2-3 раза.
4. Раскачивание большого мяча, находящегося в висячей сетке (сестра усаживает вокруг мяча 2-4 детей. По просьбе «толкни мяч» каждый ребенок по очереди отталкивает мяч обеими руками). Повт. 2-3 раза.
5. Толкание и катание большого мяча в определенном направлении в положении сидя на полу.
б) упражнения для туловища и в лазаний.
1. Перелезание на четвереньках через бревно (сестра сажает 3-4 детей по одну сторону бревна, с другой стороны кладет яркие игрушки и просит детей перелезть через бревно, взять игрушки и принести ей.) Повт. 2-3 раза.
2. Подползание под столик или полку с последующим выпрямлением туловища. (Дети становятся па четвереньках и ползут за игрушкой под столик или палку, приподнятую на высоту 30-35 см. от пола. Затем игрушку кладут на табурет высотой 45 см, и ребенок встает, чтобы взять ее). Повтор. 2-3 раза.
З.Проползание через 1-2 обруча с последующим выпрямлением туловища (на полу 1-2 обруча. В поле зрения ребенка кладут на пол яркую игрушку н ребенок ползет к ней через обручи. Потом игрушку кладут на табурет высотой 45 см. на расстонии 1-2 м от обруча и ребенок встает, чтобы взять ее). Повтор. 2-3 раза.
4. Лазание по приставной лесенке. (Дети влезают приставным шагом на 3-4 перекладины. На первых порах сестра помогает детям словесной инструкцией правильно чередовать руку и ногу, а пассивных детей она стимулирует, помещая яркую игрушку у верхней перекладины). Повторить 1-2 раза.
5. Влезание на диван высотой 40 см и слезание с него. (Сестра ставит около дивана опрокинутый вверх дном ящик и побуждает ребенка влезать на диван при помощи этого ящика. Затем помогает ребенку спуститься). Повтор. 2-3 раза.
6. Лазание по лесенке-стремянке высотой 1 м или по приставной лестнице высотой 1 м, прикрепленной крючками к перилам горки. Повторить 2-3 раза.
в) Упражнения для ног
1. Приседание, держась за круглую палку обеими руками (сестра держит за середину палку и подзывает к себе 2-4 детей. Дети становятся по обе стороны от сестры и охватывают палку сверху обеими руками. Сестра говорит «сядем», дети приседают, опуская палку, сестра говорит «встанем», дети вместе с сестрой приподнимаются, поднимая палку). Повторить 2-3 раза.
2. Приседание, держась за обруч обеими руками.
3. Приседание (сестра помогает 2-3 детям стать поудобнее, кладет на пол у ног каждого ребенка одинаковые игрушки и говорит каждому ребенку, называя его но имени: «возьми погремушку и встань». Дети приседают, поднимают игрушку и снова встают). Повторить 2-3 раза.
4. Поднимание выпрямленных ног до палочки из положения лежа на спине (сестра держит палочку на высоте выпрямленных ног ребенка и предлагает ему дотянуться до палочки, ногами: «Достань палочку ногами!). Упражнение выполняется всеми детьми 2-3 раза.
5. Подъем по лесенке горки, сначала слегка держась рукой за перила, а потом не придерживаясь. Повтор. 2-3 раза.
6. Подняться на ящик высотой 10-15 см и сойти с него.
Примечание: 5-6-е упражнения можно использовать и в качестве упражнений для совершенствования равновесия.

Упражнения в ходьбе и равновесии

1. «Возьми игрушку» (первые самостоятельные шаги при стимуляции яркой игрушкой и словесной инструкцией. Сестра стоит впереди ребенка и манит его к себе яркой игрушкой. Ребенок делает 4-8 шагов).
2. Ходьба по мостику. Ребенок ходит по мостику, держась за перила одной рукой или без помощи рук.
3. Свободная ходьба к цели (игрушки на стуле высотой 45 см) на расстоянии 3-6 м.
4. Ходьба в прямом направление на расстояние до 10 м (сестра, стоя против ребенка на расстоянии 10 м, подзывает его к себе. Ребенок проходит это расстояние не останавливаясь).
5. Ходьба при поддержке за палку 2-4 ребенка одновременно0,5-1мин.
6. Ходьба за каталкой и ходьба самостоятельная при стимуляции показом игрушек и речью. 1/2-1 мин.
7. Ходьба по начерченной дорожке в прямом направлении (сестра предлагает ребенку пройти по дорожке и взять игрушку).
8. Ходьба по лежащей на полу дорожке (из клеенки) (сестра подводит ребенка к переднему краю дорожки. У противоположного конца — игрушка).
9. Ходьба по разложенным кубикам с большой опорой. (Взрослый держит ребенка за ручки и помогает ходить по кубикам (10х10х10), наступая на каждый кубик и слезая с него. «Давай походим по кубикам, дети посмотрят, как хорошо ходит Вера»).
Оборудование:
1. Яркий обруч диаметр 50-60 см.
2. Яркие игрушки
3. Табурет высотой 45 см
4. Палка диаметром 2 см, длина 1,5 м
5. Оцилиндрованное бревно из клееного бруса длина 2 м, диаметр 20-25 см. Бревно стесано по верху до ширины площадки 12 см и снизу.
6. Мостик: длина 1,5 м, ширина 40 см. высота перил 45 см.
7. Доска длина 2 м, ширина 25 см, толщина 5 см.
8. Ящик деревянный, длина 50 см, ширина 50 см, высота 10-15 см.
9. Горка с лесенкой и скатом.
10. Лесенка приставная: прикрепленная крючками к перилам горки. Размеры: высота 1 м, ширина 60 см, расстояние между перекладинами 12 см, диаметр перекладины 2 см.
11. Воротцы (дуги) для подползания.
Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте 1г. 3 мес. - до 1г. 6 мес.
1. Ходьба стайкой за сестрой.
2. Отталкивание и раскачивание мяча (мяч 15-20 см, подвешен в сетке на уровне поднятых вверх рук ребенка). «Толкни мяч, толкни еще». Повтор 3-4 раза.
3. Наклоны вперед (сидя на ковре. «Подними кубики высоко, теперь положи их подальше к туфелькам. Сядь прямо, снова подними кубики высоко, а теперь спрячь их за спинку. Где же кубики? Покажи их»). Повтор. 2 раза.
4. Пролезание в обруч. (1-2 обруча поставить на пол по одну сторону ребенок по другую — яркая игрушка. Побудить ребенка пролезть через обручи, взять игрушку, положить на стул) — 2 раза.
5 Ходьба по наклонной доске 2-3 раза.
6. Игра «догони собачку».
7. Ходьба стайкой 1 мин.
Упражнения, рекомендуемые для детей в возрасте от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
а) Упражнения для рук, плечевого пояса и бросания
1. Бросание малых мячей вдаль в положении стоя. Повторить 2-3 раза.
2. Отталкивание и раскачивание («Толкни мяч, толкни сильнее»). Повторить 2-3 раза.
3. Бросание большого мяча вниз из положения стоя (2-3 раза.)
4. Катание большого мяча со ската горки (Сидя на горке, дети по очереди опускают со ската большой мяч). Повторить 2-3 раза.
5. Катание малых мячей с наклонной доски, приподнятой одним концом на высоту 35-40 см от пола. Повторить 2-3 раза.
6. Бросание малых мячей в горизонтально расположенную цель. На пол ставится корзина диаметром 60 см или ящик. Дети, стоя в очерченном на полу кругу на расстоянии 20-30 см от цели, бросают в нее по 2-3 мяча.
7. Отталкивание мяча руками, из положения лежа на животе.
8. Прокатить мяч под веревкой.
9. Катание мяча друг другу.

б) Упражнения для туловища и в лазании
1. Ползание на четвереньках по доске, лежащей на полу. (Сестра подзывает детей и побуждает их проползти по доске). Повторить 2-3 раза.
2. Проползание через 2 обруча с последующим выпрямлением.
3. Подползание под скамейку за игрушкой.
4. Пролезание под гимнастическую скамью.
5. Ползти за «убегающей» веревкой.
6. Переползание через скамейку за игрушкой.
7. Залезать на гимнастическую лесенку с помощью взрослого.
8. Влезать в ящик и вылезти из него.
9. Залезать на горку на четвереньках приставным или чередующимся шагом.
10. Перелезть через предмет — веревку, гимнастическую скамейку.
11. Наклон вперед, сидя на стуле. («Подними мячики высоко, теперь их положи подальше к туфелькам. Сядь прямо, снова подними мячики высоко, а теперь спрячь их за спину. Где же мячики, покажи их?»). Повтор 2-3 раза.

в) Упражнения для ног
1. Приседание и вставание при поддержке за обруч 2-мя руками.
2. Приседание, держась за круглую палку.
3. Поднимание выпрямленных ног до касания палочки из положения лежа на спине.

г) Упражнения в ходьбе и равновесии
1. Ходьба по дорожке из клеенки (сестра подводит ребенка к концу дорожки, у противоположного ее конца кладет яркую игрушку и просит ребенка принести ее). Повторить 2 раза.
2. Ходьба по лежащей на полу доске (по словесной инструкции при стимуляции игрушкой ребенок самостоятельно проходит по доске вперед, поворачивается и идет обратно приставным или чередующимся шагом). Повторить 2-3 раза.
3. Ходьба по наклонной доске.
(Ребенок проходит вверх по доске, поворачивается и идет обратно приставным или чередующимся шагом). Повторить 2 раза.
4. Подняться на ящик и спуститься с него. Повторить 2 раза.
5. Ходьба по горизонтальной ребристой доске (гуськом).
6. Ходьба через предметы (кубики, палки, обручи).
7. Ходьба за мячом.
8. Ходьба вокруг обруча.

Подвижные игры.
1.«Беги ко мне».
2. «Догоню-догоню».
3. «Догоните мяч».
4. «Воробушки».
Детей в возрасте с 1,5 до 2 лет объединяют в группы по 8-10 человек. Их надо учить ходьбе по наклонной плоскости высотой 15-20 см (шириной 20-25 см), всходить на ящик высотой 15 см и сходить с него. Перешагивать через палку, приподнятую на 12-18 см от пола. Лазать, подползать, влезать на стремянку высотой 1,5м. Бросать мячи в горизонтальную цель диаметром 60 см, на расстоянии 60-70 см.

Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1,5 до 2 лет.
1. Ходьба стайкой за воспитательницей.
2. «Птенцы машут крыльями» (побудить ребенка выполнять упражнения словами: «Подними руки в стороны, а теперь помаши ими, как птички крыльями»). Повторить 3-4 раза.
3. Наклон туловища вперед (побудить ребенка, перегибаясь через палку, поднять кегли, словами «возьми кегли и подними их высоко, а теперь положи на пол»). 2-4 раза. ,
4. Перешагивание через палку (высота 12-18 см) побудить ребенка перешагнуть словами: «выше ногу поднимай, не задень палки»). Повторить 2-3 раза.
5. Бросание малых мячей в корзину (расстояние 40-70 см) Повторить 2-3 раза.
6. Ходьба стайкой до 1 минуты.

Упражнения, рекомендуемые для детей в возрасте от 1,5 до 2 лет
а) Упражнения для рук, плечевого пояса и в бросании
1. Игра «Спрячем флажки» — (сидя на стульчиках) поднять высоко вверх и спрятать их под стульчики.) Повторить 3-4 раза.
2. Движения руками с помощью гимнастических палок. Повторить 3-4 раза.
3. «Птицы машут крыльями». Передача мяча друг другу. (Сидя на скамье в один ряд) мяч передают обеими руками рядом сидящему ребенку по коленям. Повторить 2-3 раза.
4. Поднять руки вверх (сидя на скамейке), опустить. Повторить 2-3 раза.
5. Вытянуть руки вперед, опустить (сидя на стульчике).
6. Спрятать руки за спину, положить на колени (сидя на скамейке).
7. Бросить мяч в вертикальную цель — диаметр — 60 см, цель на высоте вытянутых рук ребенка.
8. Скатывать большие мячи со ската.
9. Бросать одной рукой (и правой и левой) маленькие мячи в горизонтальную цель — диаметр корзины 60 см, находящуюся на уровне груди на расстоянии 50-70 см.
10. Катание большого мяча по направлению друг к другу.
11. Прокатить мяч под веревкой или палкой.
б) Упражнения для туловища и в лазаний
1. Поднимание выпрямленных ног до гимнастической палки, лежа на коврике.
2. Наклоны туловища вперед (возьми кегли и подними их высоко, а теперь положи на пол). Повтор. 3 раза.
3. Присаживание (лежа на спине на полу. Присаживание, держась за палку). Повторить 2-4 раза.
4. Игра «Спрячем кубики». (Сидя на коврике — наклон туловища вперед и выпрямление). Повторить 3-4 раза. Дети сидят полукругом на коврике, сестра раздает по 2 кубика. «У всех есть кубики? Покажите мне, поднимите их. А теперь их положите подальше к туфелькам» (И т. д.).
5.Подползание под доску (палку, веревку), приподнятую от пола на высоту 25-ЗОсм. с последующим выпрямлением туловища. Повторить 3-4 раза.
6. Подлезание под скамью на четвереньках.
7. Лазание по лесенке — стремянке высотой 2,5 м.
8. Перелезание через бревно из положения сидя. Сестра подзывает к бревну всю группу детей и предлагает им перелезть через него кто как может, взять на полу мячи и положить их в ящик. Дети перелезают через бревно, опираясь руками и перекидывая ноги (и обратно).
9. Игра «Маленькие и большие».
Подползание под палку, веревку с последующим выпрямлением. Наклон туловища вперед, перегибаясь через палку или веревку. Сестра укрепляет на стойках круглую палку на уровне тазобедренного сустава ребенка (40-45 см от пола). На пол кидает по 2 игрушки (кегли) для каждого ребенка, подзывает детей и предлагает им перегнуться через палку и взять с пола игрушки. — «А теперь поднимите их высоко, высоко». Повторить 2 раза.
10. Залезать на гимнастическую лесенку с помощью взрослого.
11. Влезть в ящик и вылезти из него.
12. Перелезть через предмет — веревку, гимнастическую скамейку.
13. Ползание по гимнастической скамейке.
14. Вползание в обруч или обручи.
15. Переползти на четвереньках между двумя параллельно положенными веревками.
16. Ползание на четвереньках вокруг обруча.
17. Ползти за «убегающей» веревкой.
18. Встать на скамейку и сойти.
в) Упражнения для ног
1. Приседание, держась за спинку детского стульчика «Спрячемся за стульчиками, чтобы нас никто не «увидел». Дети, где вы? Встаньте, покажитесь» —дети встают. Повторить 2-3 раза.
2. Приседание, держась за круглую палку. Сесть и лечь, держась за палку. Сестра держит за середину круглую палку длиной 1,5-2 м, дети становятся по обе стороны от сестры и обхватывают обеими руками сверху палку. Сестра говорит: «Сядем», дети все вместе садятся на коврике, не выпуская из рук палки, при слове «ляжем», дети все вместе, держась за палку, ложатся. Повторить 3-4 раза.
3.Перешагивание через палку или веревку. (2-3 детей одновременно подходят к палке и перешагивают через нее, затем повертываются и перешагивают обратно). Повторить 3 раза.
4. Приседание, держась за гимнастическую палку. Повторить 3 раза.
5. Перешагивание через ряд препятствий. Повторить 3 раза.
6. Восхождение на ящик высотой 15 см.
7. Приседание из положения стоя в паре с палочками или кольцами в руках.
8. Подъем на скамейку.
г) Упражнения в ходьбе и равновесии
1. Ходьба «стайкой» за сестрой.
2. Ходьба по наклонной доске (один конец доски приподнят на высоту 20-25 см. Ребенок проходит по доске вверх, дойдя до конца доски, поворачивается и идет вниз приставным или чередующимся шагом). Пов. 2-3 раза.
3. Ходьба по ребристой доске.
4. Ходьба с поднятыми в стороны руками по наклонной доске.
5. Игра «Догони собачку» — повышение эмоционального тонуса и общее физиологическое воздействие на весь организм.
6. Перешагивание через палку или веревку, расположенную горизонтально, на высоте 12-18 см.
7. Ходьба по «кирпичикам» (деревянным брускам). На пол кладут 6 «кирпичей» на расстоянии 8-10 см один от другого в виде дорожки. Дети друг за другом шагают по «кирпичам» приставным или чередующимся шагом. Повторить 1-2 раза.
8. Ходьба по начерченной на полу дорожке. На полу чертится дорожка длиной 2 м и шириной 40 см. Дети «гуськом» проходят по ней, не наступая на черту. Повторить 2-3 раза.

Подвижные игры.
«Догони мяч», «Поднимай выше ноги», «Принеси игрушку», «Передай мяч», «Скати с горки», «Догони собачку», «Бегите ко мне», «Доползи до погремушки», «Кто дальше?» «Маленькие и большие», «Ловля бабочки», «Паровоз», «Мишка» и др.
Оборудование.
1. Клеенка: длина 2 м, ширина 20 см.
2. Доска, длина 2 м, ширина 20 см, толщина 5 см.
3. Ящик деревянный, длина 50, ширина 50, высота 50 см.
4. Обруч: диаметр 50-60 см.
5. Корзина: диаметр 60-40 см.
6. Мячи резиновые: диаметр от 6 до 25 см.
7. Ребристая доска. Состоит из 2-х досок длиной 1,5м и шириной 15 см. Эти доски соединены по длинному ребру при помощи петель, их можно установить под углом друг к другу и закрепить в этом положении при помощи крючьев. К верхней поверхности каждой доски прибиты поперечные закругленные сверху перекладины толщиной 1,5 см. Расстояние между перекладинами 2,5 см.

03.08.2006

Смотрите также:
Ликбез для взрослых. Эректильная дисфункция.,   Синдром хронической усталости у детей,   Фармакотерапия нарушений ритма сердца у детей,   Экзема,   Печень под грузом токсинов
Интересные факты:
Кратковременные выключения сознания
При малом эпилептическом припадке отмечается кратковременная потеря ориентации, появление отсутствующего взгляда. При большом припадке внезап-но наступает потеря сознания с судорогами. Голова боль-ного при этом запрокинута, изо рта выделяется пенистая мокрота. Зрачки на свет не реагируют. Продолжитель-ность приступа - от 1 до 5 мин, после чего больной обычно засыпает и ничего не помнит.
Закрытые травмы коленного сустава
Наблюдается чрезвычайная частота различных повреждений коленного сустава (до 50-70% всех травм опорно-двигательного аппарата и также нередки трудности в диагностике травм данной локализации. Нераспознан ные и поздно диагностированные травмы коленного сустава подчас лечению уже не поддаются и приводят к длительной потере трудосопособности.
Парентеральное питание в хирургии
К.м.н. О.А. Мамонтова, к.м.н. А.Н. Мартынов, к.м.н. Е.Б. Гельфанд РГМУ Проблема парентерального искусственного питания и в настоящее время не утратила своего значения, несмотря на возможность проведения сбалансированного энтерального питания, благодаря успехам развития медицинской фармации. Наиболее актуально парентеральное питание в хирургии, где оно является предметом п
Все - на анализ. Электрокардиография
Электрическая активность сердца Возникновение электрических потенциалов в сердечной мышце связано с движением ионов через ее клеточные мембраны. Основную роль при этом играют катионы натрия и калия. В состоянии покоя наружная поверхность клеток миокарда заряжена положительно, а внутренняя – отрицательно. В этих условиях клетка поляризована, и разности потенциалов не выявляется. Однако перед с
Заболевания внепеченочной билиарной системы: дисфункция желчного пузыря и состояния после холецистокомии
В настоящее время в соответствии с Римским консенсусом (Рим, 1999) функциональные заболевания гастроинтестинального тракта определяются как комплекс постоянных или периодически возникающих гастроинтестинальных симптомов, необъяснимых структурными или биохимическими нарушениями. В то же время необходимо отметить, что при многих органических гастроэнтерологических заболеваниях вторично

 


© 2005-2017 www.medband.ru, написать письмо
Физическое воспитание детей второго года жизни
Медицина от А до Я. Заболевания. Симптомы.
Rambler's Top100