Яндекс.Метрика
 

   
Главная >> Медицинские статьи >> Педиатрия

МАМА & МАЛЫШ. Гимнастика и массаж. Часть 2.2. От 3 до 4 месяцев, доношенный ребенок

Когда малыш взрослеет – меняется его ритм жизни, он начинает осваивать новые навыки. Меняются и упражнения, которые входят в его гимнастический комплекс. Сначала немного о том, что его теперь отличает…

Когда малышу исполняется 3 месяца, он ведет более активный образ жизни. Т.к. в этом возрасте он бодрствует на несколько часов больше, для занятий надо выбрать время, когда у малыша хорошее настроение. В 3,5 месяца малыш уверенно держит головку, способен поднимать грудь и опираться на руки. В этом возрасте его надо как можно чаще выкладывать на живот. Эта процедура способствует укреплению различных мышц, в том числе и мышц шеи.

В 4 месяца малыш уже может держаться на вытянутых руках, опираясь ладонными на кровать. Чтобы у ребенка развивались связочный аппарат суставов кисти и мышцы ладоней – надо учить ребенка хлопать в ладоши (игра в «ладушки») и ударять ими по какому-нибудь ровному предмету (для этой цели может подойти яркий эмалированный контейнер с пластиковой крышкой из набора, который, по-моему, можно купить на любом рынке; он очень легко привлечет внимание малыша своим цветом).

В 4 месяца малыш начинает «разговаривать». В моменты, когда ему что-то нравиться, он начинает лепетать на «своем» языке и улыбаться; кроме того, он активно двигает и руками и ногами – это одно из самых полезных для него упражнений – укрепляются мышцы и суставы ребенка. Чтобы «подтолкнуть» малыша к таким движениям можно привязать ему к ножкам (к каждой отдельно и не туго) колокольчик или маленькую погремушку-шарик и когда малыш подергает ножкой, то услышит звук колокольчика или погремушки и ему непременно станет любопытно «почему так получается?» и он подергает ножками ещё. А чтобы шевелились маленькие ручки – на них можно привязать красивые цветные ленточки и малыш начнет их разглядывать, шевеля при этом ручками.

В возрасте 4 месяцев у ребенка проявляется интерес к различным игрушкам. Он все чаще берет их в руки и старается удержать. Рекомендуется в это время давать ребенку погремушки с удлиненной круглой ручкой, чтобы ребенок во время игры отставлял большой палец. Обычно в этом возрасте дети всё «пробуют на зуб», затаскивая в рот, и их любимыми игрушками становятся те, которые можно «погрызть и пожевать» - у которых уши, хвостики и ножки для этого подходят. Резиновые игрушки (а малыши любят грызть именно их!) в этот период должны быть такого размера, чтоб ребенок ни при каких обстоятельствах не мог засунуть в рот, т.е. более 8-10 см в диаметре. Постоянно проверяйте игрушки на «степень погрызанности», особенно когда начнут давать о себе знать зубки, иначе малыш может случайно отгрызть «кусочек», а последствия, как сами понимаете, м.б. не самыми лучшими.

В 3 месячном возрасте, у детей, как правило, исчезает гипертонус мышц-сгибателей рук, а к 4 месяцам – мышц-сгибателей ног (отсюда и многие разговоры о том, что гипертензионный синдром при неврологической симптоматике у ребенка проходит сам по себе и лечить его не надо; не стоит путать причину со следствием (!) – гипертонус может и пройти, а вот неврология – останется). В этом возрасте можно начать различные пассивные упражнения, укрепляющие мышцы-сгибатели рук и ног. В первое время – они достаточно простые и легкие, но постепенно должны становиться все более и более сложными.

Основным методом проведения пассивных упражнений является вибрация или встряхивание. В комплекс процедур можно ввести массажный элемент – растирание, основанное на массировании поверхности тела подушечками согнутых пальцев. Начинать и заканчивать процедуру массажа следует поглаживанием, поскольку этот прием способствует успокоению нервной системы ребенка и расслаблению его мышц.

Постепенно приемы массажа должны становиться более активными и интенсивными. В этом возрасте вводятся упражнения, выполнение которых связано с использованием гимнастических снарядов. Одним из таких снарядов должен стать ярко раскрашенный надувной мяч (диаметр мяча от 55 до 75 см – в зависимости от возраста и роста ребенка). Лучше если мяч будет с сегментами разного цвета, полосками, разноцветными геометрическими фигурами и т.п. и достаточно прочным, чтобы выдержать вес ребенка. Этот мяч будет очень хорошим «маминым помощником» - позже с опорой на этот мяч ребенок может учиться стоять, а когда будет учиться ходить – «опираясь» на мяч и катя его ручками вперед можно и передвигаться …

Вот такого «волшебного друга малыша» Вам надо выбрать.

Нужно следить за гигиеной малыша и как можно чаще проводить водные процедуры (теплые ванны). Если Вы не научили плавать ребенка ранее, то в этом возрасте следует учить его плавать, потому что плавание не только благотворно влияет на суставы и мышцы, но и укрепляет весь организм в целом.

Длительность занятий с детьми 3-4 месячного возраста надо постепенно увеличивать. Если до 3-х месяцев процедура составляла 15 минут, то в возрасте 3,5-4 месяцев их можно довести до 20-25 минут. Увеличение продолжительности занятий следует проводить в том случае, если ребенок здоров и у него отсутствует отрицательная реакция на занятия гимнастикой. В противном случае следует проконсультироваться у специалиста. Если какое-то упражнение вызывает отрицательные эмоции у ребенка – его нужно исключить.

Примерный комплекс упражнений:

Массаж ног.
И.п. - лежа на спине. Ноги направлены к массажисту.

Данная процедура выполняется методами поглаживания и кольцевого растирания. Её следует выполнять легким поглаживанием по направлению от стопы к бедру (не более 4 движений). После этого перейти к кольцевому растиранию ног.

Кольцевое растирание ног.

Для того чтобы правильно выполнить данную процедуру, следует большим и указательным пальцами охватить ногу ребенка так, чтобы левая рука располагалась выше правой. Затем нужно начать делать круговые движения руками по наружной стороне голени и в 3 оборота достигнуть колена. Колено растирать строго воспрещается! После этого нужно перейти к растиранию мышц бедра. Данную процедуру повторить 6 раз. В процессе проведении процедуры кожа должна слегка(!!!) покраснеть.

Вся процедура заканчивается поглаживающими движениями.

Скользящие шаги (с вибрацией).

И.п. - лежа на спине. Это упражнение благотворно влияет на развитие и укрепление мышц и суставов ног ребенка. Во время процедуры следует избегать резких движений, чтобы ребенок не получил травму.

Для выполнения следует взять в руки голень ребенка так, чтобы большой палец руки массажиста находился на внешней стороне голени, а остальные пальцы – на внутренней. Обе ноги следует взять одновременно. Ноги у ребенка должны быть согнуты в коленях и стопы должны стоять на столе.

Основным приемом выполнением данного упражнения является встряхивание. Для этого нужно выпрямить левую ногу ребенка и слегка ее встряхнуть. Затем согнуть снова. При этом необходимо следить, чтобы пятка плавно скользила по столу, не отрываясь от поверхности. Такую же процедуру следует провести и с правой ногой. Данное упражнение следует повторить 4 раза каждой ногой.

Если у ребенка в возрасте 3-4 месяцев не исчез гипертонус мышц сгибателей, это упражнение нужно отменить или заменить его на рефлекторное упражнение «ходьба» (см. Часть 2.1)



2.Массаж стоп.

И.п. - лежа на спине. Основными приемами являются поглаживание, растирание и поколачивание.

Для выполнения процедуры необходимо поддерживать ногу ребенка в области голени левой рукой. Чтобы создать для стоп опору, следует подложить на ее тыльную часть 2 пальца правой руки. Начинать процедуру следует с трех поглаживаний. Затем следует перейти к растиранию внешней и внутренне части ступни по направлению от пятки к пальцам ребенка. После поглаживания и растирания можно начинать поколачивание ступней малыша. Для выполнения процедуры необходимо 8-10 раз слегка (!!!) постукивать по ступне ребенка тыльной поверхностью указательного и среднего пальцев попеременно. Данный прием следует проводить по направлению от пятки к пальцам и обратно. Массаж нужно заканчивать поглаживаниями каждой ступни ребенка.

Разгибание и сгибание ступней.

И.п. - лежа на спине. Дана процедура способствует развитию и укреплению мышц ног. Для выполнения ее надо слегка надавливать на основание пальцев со стороны подошвы. В этом случае ребенок должен рефлекторно сгибать стопу. После этого следует осторожно растереть внешний край ступни и она сразу распрямиться. Данную процедуру повторить 4 раза.

3.Массаж рук.

И.п. - лежа на спине. Ребенок лежит ногами к массажисту. Движение должно проводиться от кисти к плечу.

Для начала процедуры взять в руку ладонь ребенка, вложить в нее большой палец и, придерживая, осторожно сжать ее в кулачок. Другой рукой мягкими и плавными движениями поглаживать попеременно внутреннюю и внешнюю часть руки. Данную процедуру повторить по 7 раз на правой и на левой руке. Далее перейти к кольцевому растиранию рук.

Кольцевое растирание рук.

Для выполнения процедуры следует взять кисть ребенка большим (на внутренней стороне) и указательным (на внешней) пальцами и растирать ее активными круговыми движениями. Упражнение следует делать т.о., чтобы в 4 оборота пальцы массажиста достигли локтя, а в 6 оборотов дошли до плеча. В процессе процедуры кожа на руке должна слегка(!!!) покраснеть. Данную процедуру повторить 5 раз.

Все упражнения нужно закончить поглаживанием (3 раза).

Скрещивание рук на груди.

И.п. - лежа на спине. Руки ребенка должны быть скрещены на груди. Для выполнения упражнения следует взять в руку ладонь ребенка, вложить в нее большой палец и, придерживая, осторожно сжать ее в кулачок, оставшимися пальцами придерживая его за кисти рук. Затем, слегка встряхивая ручки ребенка, несколько раз развести их в разные стороны и снова скрестить на груди. Чтобы правильно выполнять упражнение, надо периодически чередовать положение рук: сначала правая располагается сверху, затем левая. Данную процедуру повторить 6 раз.

Поворот на живот.

И.п. - лежа на спине. Данное упражнение способствует развитию и укреплению многих мышц ребенка. Его необходимо повторять несколько раз в день.

Для выполнения процедуры правой рукой следует поддерживать ноги малыша за нижнюю часть голеней (как при поглаживании спины в предыдущем комплексе, см. часть 2.1); взять в другую руку левую ладонь ребенка, вложить в нее большой палец и, придерживая, осторожно сжать ее в кулачок, а другими пальцами держать его за запястье. При этом нужно следить, чтобы ноги ребенка были выпрямлены.

Упражнение начинается с того, что массажист осторожно поворачивает его таз на правый бок. Во время процедуры ребенок самостоятельно начинает поворачивать в сторону поворота голову и плечи. Когда ребенок повернулся на правый бок, его нужно задержать в этом положении на несколько секунд. Затем следует вытянуть левую руку вперед, и он рефлекторно повернется на живот. При этом его руки должны располагаться под грудью, а ладони лежать прямо. Поворот на живот через левый бок делается аналогично. Для его выполнения необходимо поворачивать ребенка не левой, а правой рукой.

Приподнимание головы и туловища из положения лежа на спине.

И.п. - лежа на спине. Упражнение способствует развитию и укреплению мышц живота и шеи. Для его выполнения следует вложить большие пальцы в ладони ребенка и сжать их в кулачки, а другими пальцами обхватить кисть руки. Затем нужно осторожно потянуть ребенка за руки так, чтобы у него слегка приподнялась голова и плечи (туловище должно принять положение под углом примерно 45о. сажать ребенка запрещается. Упражнение повторить 3 раза.

4.Массаж живота.

И.п. - лежа на спине. Основными приемами массажа живота являются различные виды поглаживания – по косым мышцам живота, встречные, круговые. Все процедуры нужно повторять по 4 раза

После поглаживания следует перейти к растиранию мышц живота: сначала круговому, а затем по прямым мышцам. Для выполнения кругового растирания нужно делать круговые движения одной рукой по направлению «по часовой стрелке» в области от пупка до ребер. Затем двумя реками нужно сделать растирание по прямым мышцам живота (аналогично поглаживанию, описанному в части 2.1), все движении должны быть активными и ритмичными. К концу процедуры кожа ребенка должна слегка(!!!) покраснеть. В конце процедуры вновь сделать несколько приемов поглаживания.

5.Массаж спины.

И.п. - лежа на животе. Основным методом проведения процедуры является поглаживание. Производятся плавные поглаживания ягодиц и спины, которые следует выполнять двумя руками. Внешней стороной ладоней нужно делать движения вверх, а внутренней – вниз. Ни в коем случае не должен затрагиваться позвоночник ребенка(!). данную процедуру повторить 4 раза.

Прямое растирание спины.

После плавных поглаживаний следует перейти к прямому растиранию спины. Процедура заключается в легком (!!!) сдвигании кожи при движении правая рука двигается снизу вверх, а левая – сверху вниз. Движение рук осуществляется одновременно.

Растирание спины по спирали

Так же выполняется двумя руками; пальцы правой руки должны двигаться по часовой стрелке, а пальцы левой – против часовой стрелки. Движение осуществляется снизу вверх, не затрагивая область позвоночника. В процессе процедуры кожа ребенка должна слегка(!!!) покраснеть. Её следует завершить плавным поглаживанием.

Рефлекторное разгибание позвоночника

И.п. - лежа на боку. Данное упражнение рассчитано на безусловный рефлекс ребенка, связанный с раздражением мышц спины, в результате которого происходит работа мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. Процедура способствует укреплению мышц спины. Её рекомендуется сделать 2-3 раза в день.

Для ее проведения следует большим и указательным пальцем проводить по спине ребенка вдоль позвоночника (справа и слева от позвоночного столба соответственно), а свободной рукой придерживать его ноги. При этом ребенок рефлекторно будет сгибать и разгибать позвоночник. Упражнение нужно повторить по 3 раза на правом и левом боку.

6.Массаж груди

И.п. - лежа на спине. Основными приемами массажа являются поглаживание и вибрация.

Процедура проводиться в 2 этапа: круговые поглаживания и обыкновенные. В начале процедуры нужно сделать несколько круговых поглаживаний груди (см. часть 2.1), а затем перейти к обычным поглаживаниям по межреберьям ребенка, которые следует проводить расставленными пальцами (руки двигаются навстречу друг другу).

Следующий этап процедуры - вибрационный массаж грудной клетки. Для ее выполнения следует очень осторожно нажимать на грудь ребенка по направлению от середины к бокам. Данную процедуру повторить 3-4 раза.

Закончить процедуру необходимо несколькими круговыми поглаживаниями грудной клетки.

Упражнение «боксер» (выпады рук)

И.п. - лежа на спине. Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов плеча и рук.

Для его выполнения следует вложить большие пальцы в ладони ребенка, а остальными охватить его запястья. Упражнение основано на чередовании сгибания и разгибания рук. Например, если правая рука ребенка согнута, то левая должна быть вытянута, и наоборот.

При вытягивании руки ребенка необходимо следить, чтобы его плечо было слегка приподнятым. Эти движения во многом напоминают боксирование. Данное упражнение повторяется 6 раз каждой рукой. Во избежание травмы во время занятия следует следить чтобы ребенок не делал резких движений.

Упражнение на мяче.

И.п. - лежа на животе. Данное упражнение способствует развитию и тренировке вестибулярного аппарата, а так же расслаблению мышц конечностей. Она должна проводиться через полчаса после приема пищи. Для ее выполнения необходимо использовать большой надувной ярко раскрашенный мяч. Такой снаряд вызывает у ребенка массу положительных эмоций. Кроме того, следует следить, чтобы мяч не был холодным. В противном случае он может вызвать отвращение и неприязнь ребенка.

Упражнение начинается с того, что ребенка кладут на мяч животом вниз, обязательно (!!!) фиксируют его ножки в районе щиколоток (см. часть 2.1) правой рукой, при этом колени ребенка должны быть разведены в разные стороны. Левой рукой следует зафиксировать малыша за спинку, прижав его к мячику. Мяч должен быть не слишком туго надут, под весом ребенка он должен как бы слегка пружинить. После этого следует осторожно покатать ребенка на мяче «вперед-назад» и очень осторожно «по кругу». Делать это упражнение следует так, чтобы ребенок не упал с мяча и не пугался такого катания. Перед упражнением маме надо обратить внимание ребенка на «такой красивый мячик, который специально пришел и хочет покатать на себе малыша», т.е. всеми средствами дать понять малышу, что мячик не опасный. Позже, когда Вы освоите это упражнение, при движении на мяче вперед, как ба наклоняя его к поверхности стола, можно попросить малыша взять в руки любимую игрушку, лежащую перед ним на столе.

Все движения в комплексе должны выполняться очень нежно и мягко, не вызывая у ребенка неприятных или болевых ощущений

Продолжение следует.

Интересующие вопросы можно задать на форуме "вопросы семейному врачу", там же можно предложить темы, о которых Вы бы хотели получить информацию.
 
03.04.2005

Смотрите также:
"Свидетель" микроинфаркта,   Бесплатное лекарство,   Лечение нарушений памяти у больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга,   Очковые линзы для спорта,   Принципиальные вопросы проведения антинаркотической профилактики среди детей
Интересные факты:
Легенды и мифы фармрынка России
Д. Гуревич Обычно на своих заседаниях участники Российской ассоциации фармацевтического маркетинга (РАФМ) стараются обсудить вполне конкретные вопросы, грамотное решение которых имеет большое практическое значение для маркетолога в повседневной работе. Но первое в новом году мероприятие затрагивало гораздо более широкую тему. Члены РАФМ и их гости — столпы отечественного фармрынка — соб
Чтобы избежать угрей - меньше нервничайте
Угри никогда не были бичом только подросткового возраста. Если вам за тридцать и вы все еще сражаетесь с дефектами кожи лица, вы не одиноки. Взгляд на причины и лечение угрей последние годы очень сильно изменился. Научные исследования, проводившиеся в течение последних 15 лет, доказали, что высыпания на лице не зависят от вида пищи, а наиболее важным фактором в появлении угрей является наследстве
Об иммунопрофилактике инфекционных болезней
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Плюс орехи - минус шоколад
В США примерно 30% детей считаются гиперактивными. Мы своих живчиков не пересчитывали. Но то, что они есть и их много, скажет любой воспитатель детского сада или учитель. Что делать с этими вечно орущими, бегущими и хватающими все подряд? Наказывать? Лечить? "Правильно кормить!" – отвечает наука. Все больше исследователей получают результаты, подтверждающие давнюю истину: пища и ее качество,
Лечение и профилактика ГКС-индуцированного остеопороза у больных бронхиальной астмой
Ирина Александровна Баранова Канд. мед. наук, доцент кафедры госпитальной терапии педиатрического факультета РГМУ

 


© 2005-2017 www.medband.ru, написать письмо
МАМА & МАЛЫШ. Гимнастика и массаж. Часть 2.2. От 3 до 4 месяцев, доношенный ребенок
Медицина от А до Я. Заболевания. Симптомы.
Rambler's Top100