|
|
|
| |
Главная >> Медицинские статьи >> Организация здравоохранения
Рынок медицинских услуг – государственный монополизм, олигополия или стратегический альянс?Тогунов И.А. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Владимирский филиал К вопросу разработки теоретических основ и построения модели конкуренции в сфере производства и потребления медицинских услуг.
Конкуренция – максимум стратегии при минимальности бюрократизма.
Направление и развитие реформ в области здравоохранения в России предусматривают, при прочих равных, разработку и реализацию стратегии здравоохранения, осуществляемую органами государственной власти и местного самоуправления
Современные экономические отношения в здравоохранении характеризуются желаниями получения лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) некой правовой и экономической самостоятельности и, вместе с тем, – насущными потребностями усиления партнерских взаимоотношений. Основными структурообразующими элементами системы здравоохранение становятся не отдельные лечебно-профилактические учреждения или сама отрасль здравоохранения, а стратегические альянсы, представляющие собой территориальные группировки ЛПУ и связанные с ними организации, действующие в определенной сфере и характеризующиеся общностью деятельности и взаимодополняющие друг друга.
С одной стороны, классический стратегический альянс, как одну из множества форм организации, необходимо отличать от олигополии, а с другой – корректно соотнести с реальной возможностью своего возникновения в условиях существующей модели системы здравоохранения. Являясь довольно распространенной формой рынка, олигополия в сфере производства и предоставления медицинских услуг имеет следующие характеристики: небольшое количество конкурентов при значительных входных барьерах в отрасль новых лечебно-профилактических учреждений; предоставляемая медицинская помощь в рамках экономических характеристик (медицинская услуга) может быть как стандартизированной, так и дифференцированной; эффективность медицинской помощи требует, чтобы объем производственных мощностей каждого лечебно-профилактического учреждения занимал большую долю совокупного рынка медицинских услуг. В связи с этим - достаточно высокая степень концентрации лечебно-профилактических учреждений в рамках региона, при которой суммарная доля четырех-восьми медицинских учреждений I-II категории не ниже 60% от общего объема потребностей в медицинских услугах; выгодно расширение материально-технической базы лечебно-профилактического учреждения до больших размеров за счет слабости или отсутствия поля привлекательной и умеренной конкуренции; абсолютная вертикальная взаимозависимость лечебно - профилактических учреждений, нейтрализующая эффективные механизмы конкурентоспособности; преимущественно неценовая конкуренция при производстве и потреблении медицинских услуг в системе муниципальной формы предоставления медицинской помощи. Каждое крупное лечебно-профилактическое учреждение (предприятие, производящее медицинские услуги) в условиях олигополии старается вести себя как монополия, деятельность которой, правда, ограничена мощью конкурентов. В рамках совершенной конкуренции, из-за того, что успех олигополиста возможен за счет ослабления позиции предприятий-конкурентов, конфликты на таком рынке иногда приводят к ожесточенной конкурентной борьбе. На практике чаще происходит обратное. Лечебно-профилактические учреждения на уровне вышестоящего либо координирующего органа здравоохранения стремятся прийти к соглашению (картелю) по поводу раздела рынка медицинских услуг (директивно производится закрепление территории обслуживания за каждым ЛПУ, а внутри территорий – закрепление определенного числа обслуживающего контингента за конкретной врачебной должностью). Утверждаются планы государственных гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи. Согласовываются и утверждаются соответствующие тарифы стоимости медицинских услуг и т.п. В результате совокупность ЛПУ-олигополистов фактически действует как чистая монополия, но при этом формально на них не распространяется антимонопольные санкции государства. При первом приближении олигополию возможно спутать с функционально-структурной формой организации. Отличительной особенность олигополии от функционально-структурной формы организации является то, что возникновение олигополии возможно при векторе эволюции организационной структуры от уровня реального наличия разнообразных конкурирующих лечебно-профилактических учреждений на рынках медицинских услуг. Олигополия порождается рынком чистой конкуренции, строится на договорных основах заинтересованных участников, а не может быть создана директивными установками. Неоднозначность и сложность олигополий объясняет недостаточно полную проработку ее теории. В настоящее время это наименее изученная модель конкуренции. Рассмотрим механизм олигополии на примере картеля (рис.1).
Рис.1. Рыночное равновесие в условиях олигополии (картеля) Допустим существует рынок медицинских услуг в рамках чистой конкуренции, где равновесная цена равняется Ц0, удельные издержки для всех лечебно-профилактических учреждений равны и их кривая совпадает с кривой предложений на рынке медицинских услуг в долгосрочном периоде. В этом случае при равновесной цене Ц0 объем реализации медицинских услуг составит К0 и лечебно-профилактическое учреждение сможет достойно покрывать соответствующие издержки в производстве медицинских услуг. Если предположить, что данные лечебно-профилактические учреждения договорились о сотрудничестве (а на практике так и происходит на уровне вышестоящего органа), то общее руководство будет рассуждать как монополист. В связи с тем, что максимальная прибыль монополиста достигается при таком выпуске, когда предельные издержки равны предельному доходу, объем выпуска олигополии вероятнее всего сократится до К1 и цена будет повышена до Ц1. Для каждого предприятия будут установлены квоты реализации медицинских услуг, в сумме составляющие К1, что естественно меньше первоначального объема К0. Принято считать, что если в условиях олигополии предприятия получают прибыль, превышающие альтернативную стоимость, они ведут себя как чистая монополия, в противном случае, как предприятия, работающие на рынке монополистической, а не чистой конкуренции. Таким образом, олигополия, как характеристика рыночных отношений, при производстве и потреблении медицинских услуг подобна существующей монополии в здравоохранении. При действующей в настоящее время традиционной структуре системы здравоохранения, функции стратегического планирования и управления сосредоточены отчасти на региональном уровне и жестко увязаны с конкретно принятыми решениями и установками министерства здравоохранения и социального развития. При существующей организационной структуре системы здравоохранения в рамках своей функциональной сущности, органы здравоохранения регионального и муниципального уровней, обязаны обеспечивать согласование тех или иных проектов развития системы и принимаемых управленческих решений. Такое согласование может быть осложнено тем, что руководители ЛПУ недостаточно владеют современными методами стратегического планирования; тем, что практически не используют метод социального маркетинга при стратегическом планировании в здравоохранении; тем, что порою недостаточно информации, необходимой для стратегического планирования на разных уровнях управления. Кроме того, не отработана технология подготовки решений в области стратегии и тактики здравоохранении. Можно ли в данном случае говорить о стратегическом альянсе, как о современной форме взаимоотношений, позволяющим решить проблемы разработки и реализации стратегии в системе здравоохранения на региональном и муниципальном уровнях? Следует подчеркнуть, что действующая система здравоохранения в РФ относится к традиционной классической форме организации – бюрократической. В функционирующей государственной системы здравоохранения отсутствуют условия появления независимых равноправных партнеров и конкурентов, а лишь действуют функции вертикальных взаимоотношений типа «руководитель-исполнитель». В рамках подобных систем, в которых преобладают вертикальные взаимосвязи субъектов, говорить о какой-либо форме стратегического партнерства попросту не имеет смысла. В подобной системе взаимоотношений можно корректно говорим лишь о стратегическом планировании, вместе с тем признавая, что стратегическое планирование иногда становится препятствием на пути инициативы и предпринимательства.
Создание условий формирования конкурентной среды в медицине, развитие конкурентоспособности медицинских услуг и медицинского труда - эффективный инструмент на пути качественного изменения производственных отношений в самой отрасли здравоохранения и, самое главное, абсолютно необходимое условие формирования современных маркетинговых отношений между пациентом и врачом, а также между самими медицинскими работниками, между разными лечебно-профилактическими учреждениями. Как известно, разграничение полномочий на различных уровнях принятия управленческих решений, формирование среды свободного функционирования лечебно-профилактических учреждений, среды, - способствующей созданию горизонтальных взаимоотношений между различными (в правовом и экономическом смыслах) учреждениями – является той реальной почвой, на которой возможно и необходимо обеспечение партнерства и стратегического альянса. Следует предположить, что возможные попытки адаптировать методы и формы стратегического альянса, как категории рыночных отношений, к системе здравоохранения с высокой долей ЛПУ исключительно государственной и муниципальной формы собственности, приведут к усилению плановых, распределительных и контрольных функций действующих административных органов здравоохранения. 26.12.2005
Смотрите также: Секс после рождения ребенка, Алгоритм диагностики и лечения синкопальных состояний на догоспитальном этапе, Врожденный вывих бедра, Волосатоклеточный лейкоз у больных пожилого возраста, Все о волосах Интересные факты:
Острая сосудистая и сердечная недостаточность Обморок - кратковременная потеря сознания в результате внезапно наступившего малокровия мозга. Возникает при физических переутомлениях, психических травмах, длительных перерывах в приеме пищи, при перегревании в душном помещении и т. д. Возникновению обмороков способствуют истощение, анемия, инфекционные заболевания, беременность. Как правило, обмороку предшествуют: ощущение нехватки воздуха, сла
| Профилактика и терапия респираторных инфекций при проведении курса специфической иммунотерапии Г. И. Дрынов, О. К. Иванюшина, Ф. Н. Дьякова Проблема лечения атопии в разработке программы аллергических заболеваний остается одной из самых актуальных. Новые направления в разработке эффективных фармакологических препаратов, несомненно, помогают решать эти проблемы. Но в значительной степени действие лекарственных средств носит симптоматический характер. Именно отсутствие стойкого эфф
| Острый аппендицит у детей: к вопросу о клинико-гистологических корреляциях Абдоминальные боли составляют от 15 до 20% обращений за срочными консультациями. Их причины многообразны, иногда это хирургические, но также и чисто медицинские, особенно в педиатрической популяции, где они иногда являются выражением экстрабдоминальной патологии.
| Артротек в терапии псориатического артрита И. Я. Шахтмейстер, М. В. Шишкова, Л. М. Шнахова, Н. Н. Кахишвили Лаборатория по изучению репаративных процессов в коже, НИЦ ММА им. И. М. Сеченова, Москва
| Диагностика и лечение цервикальной хлыстовой травмы Михаил Юрьевич Козлов Аспирант кафедры неврологии и нейрохирургии ФУВ РГМУ Гиперфлексионные, или гиперэкстензионные, травмы шейного отдела позвоночника объединены универсальным термином “whiplash syndromes” – “хлыстовые травмы”. Эта травма является результатом внезапного ускорения–замедления движения шеи и верхней части туловища вследствие форсированного внешнего удара, напомина
|
| |
|