Яндекс.Метрика
 

   
Главная >> Медицинские статьи >> Альтернативная медицина

Реклама БАД: пора ломать стереотипы

Недобросовестная деловая практика на рынке БАД — одна из серьезных проблем как для потребителей, так и для производителей фармацевтической продукции. Чтобы решить ее, необходимы усилия всех заинтересованных сторон. Летом 2004 г. представители российского фармбизнеса сделали первые шаги в этом направлении — для разработки единой стратегии создана инициативная группа. Сегодня на наши вопросы отвечает один из ее участников — генеральный директор ЗАО “Партнер” Игорь Измайлович ВАЙНШТОК.
— Что сегодня кажется особенно тревожным на рынке БАД?
— Массированное, даже агрессивное продвижение БАД связано, прежде всего, с их недобросовестной рекламой. В сознании потребителя практически стерта грань между БАД и ЛС: им обещают терапевтическое действие добавки, подобное действию лекарственного препарата. Все мы постоянные свидетели того, как в ходе рекламной кампании потребителям БАД сулят фантастические результаты, которые, по сути, не подтверждены никакими исследованиями — то есть прямого обмана потребителей. Их часто вводят в заблуждение и о механизмах действия добавки. Например, говорят “лечит”, когда в реальности только обезболивает. Не менее часто замалчивается или попросту отсутствует информация о противопоказаниях. В результате без дополнительной консультации врача создается ложное впечатление о том, что добавка может заменить ЛС. Результат — опасность несвоевременного лечения, прогресса болезни, осложнений. С моей точки зрения, самое отвратительное — когда добавку рекламируют как универсальное средство: для лечения онкозаболеваний, решения проблем со зрением — т.е. в ситуациях, когда больной и его близкие готовы ухватиться за любую соломинку...
Еще один очень распространенный прием — производители переносят на БАД свойства полезных, проверенных временем натуральных компонентов, используемых в гомеопатии, диетологии. В реальности действие БАД не идентично действию компонента. С другой стороны, и растительные компоненты могут иметь побочные и нежелательные действия, о которых также умалчивается. Если даже недобросовестная реклама делается с оглядкой на закон, то, вступая в непосредственный контакт с распространителем БАД (по телефону, в пунктах продаж) и рекламно-информационными материалами (в т.ч. вкладышами-инструкциями), потребитель часто подвергается всяческим манипуляциям и откровенно циничному обману.
Добавьте сюда свободные правила оборота БАД, участие врачей и провизоров в их реализации, многочисленные нарушения условий производства, хранения...
— Но это — этическая сторона вопроса. Чем такая ситуация опасна для участников фармацевтического бизнеса?
— Производители БАД, недобросовестно продвигая свой товар, составляют конкуренцию другим участникам фармрынка, оттягивая на себя часть потребительской аудитории ЛС. Согласитесь, цивилизованный бизнес должен быть честным — иначе у него нет перспектив развития. Получается, что деньги, бесполезно потраченные потребителями на БАД, – это сокращение доходов медицинских учреждений, аптек, производителей ЛС и производителей БАД, ведущих добросовестную деловую практику.
— Именно поэтому среди представителей фармбизнеса сформировалась инициативная группа?
— Да. Мы создали группу и разработали проект программы противодействия недобросовестному распространению БАД.
— Что будет включать эта программа?
— Начнем с того, что существующая законодательная база, регулирующая сегодня порядок продвижения БАД, хоть и оставляет желать лучшего, но вполне достаточна, чтобы переломить ситуацию. При одном условии: эти законы должны работать. Еще Салтыков-Щедрин когда-то заметил, что “суровость российских законов смягчается необязательностью их выполнения”. Есть законодательные нормы, которые разделяют БАД и ЛС. Есть Закон “О СМИ”, Закон “О рекламе”, есть еще целый ряд законов, регулирующих вопросы недобросовестной конкуренции. Есть, наконец, уголовное законодательство, рассматривающее вопросы, связанные с мошенничеством. И проблема состоит в том, что нужно просто создать механизм, который позволит выполнить закон. К сожалению, государственные органы — исполнительная власть, милиция, прокуратура и т.д. — не всегда в состоянии это сделать. Но именно в этом случае мы можем им помочь. Уже достигнуто понимание по вопросу с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, с органами госсанэпиднадзора. И мы всегда открыты для всех коллег, которые захотят присоединиться к нашей инициативе.
Программа будет включать алгоритм, позволяющий выявить и привлечь к ответственности производителей, которые недобросовестно продвигающих БАД. Мы считаем, что начинать нужно хотя бы с выборочного мониторинга рекламы, выявляя самые вопиющие случаи нарушения закона. Причем делать это при поддержке опытных в данной сфере юристов, которые смогут доказать причастность к факту именно производителей, а не подставных фирм-однодневок. Подготовленные материалы будут поступать в суд и предаваться огласке. Думается, что уже первые процессы смогут остудить накал страстей.
— Когда программа вступит в действие?
— Сейчас завершается этап доработки и продолжается поиск средств на ее реализацию. И если остальные участники фармрынка нас поддержат, то много времени не потребуется. Ведь это наш рынок, и навести порядок на нем мы должны вместе.
Интервью вел Д. Крылов
Статья опубликована в журналеФармацевтический вестник

02.02.2005

Смотрите также:
Метаболический синдром и артериальная гипертония,   Помощь старому человеку,   Современные взгляды на проблему хронического простатита,   БОЛЬ. Клинические рекомендации по ведению больных с различными болевыми синдромами,   Фармакоэкономические аспекты длительного лечения дисциркуляторной энцефалопатии Кавинтоном
Интересные факты:
Головная боль и сон
Я.И.Левин, О.А.Колосова, И.В.Фокин Описаны различия в характере сна между пациентами, страдающими мигренью и кластерной головной болью. Проведена также дифференциация головной боли, возникающей из сна, и головной боли бодрствования. Даны рекомендации по лечению таких больных.
Гиперэозинофилия при заболеваниях органов дыхания
Академик РАМН, профессор А.Г. Чучалин НИИ пульмонологии МЗ РФ, Москва Гиперэозинофилия встречается при большой группе заболеваний, которые имеют разные механизмы возникновения, самые разнообразные клинические проявления и отличия в прогнозе и исходе. В клинической практике врачи многих специальностей имеют дело с больными, у которых повышено содержание эозинофилов в крови
Уро-Ваксом в профилактике и лечении рецидивирующих инфекций мочевыводящих путей
Л.Г. Пак, д.м.н. Л.А. Лурье РГМУ Инфекции мочевыводящих путей (ИМП) считаются одними из самых распространенных бактериальных инфекций. Ежегодно в мире фиксируется около 150 миллионов случаев ИМП [14]. Однако довольно–таки сложно оценить точное количество ИМП, так как во многих странах это «неподотчетные» заболевания. Ситуация осложняется трудностью постановки диагноза,
Ретинит
При заболеваниях сетчатки больные жалуются на ухудшение зрения, появление скотомы , выпадение частей поля зрения. Только при исследовании глазного дна врачом-окулистом можно правильно оценить клиническую картину поражения сетчатки.
Уникальная возможность похудеть, не испытав чувство голода, метод доктора Майера
Наверное, каждый из тех, кто сталкивался с проблемой снижения лишнего веса, переживал периоды воодушевления, навеянные обещаниями стопроцентного и быстрого эффекта от употребления различных "сжигателей жира" и "активных добавок". Более "сильные духом" прибегали к изнуряющим диетам с кропотливым подсчетом "съеденных калорий". Как часто это заканчивалось разочарованием, когда ожидаемого результата

 


© 2005-2017 www.medband.ru, написать письмо
Реклама БАД: пора ломать стереотипы
Медицина от А до Я. Заболевания. Симптомы.
Rambler's Top100