|
|
|
| |
Главная >> Медицинские статьи >> Психиатрия
Воровать - так пароходы? (воровство: поведенческая зависимость)Владимир Кукк Психиатр, психолог, общественный деятель e-mail: [email protected] ВОРОВСТВО - часто встречающаяся особенность поведения как среди детей, так и среди взрослых. Я сразу отметаю те случаи воровства, когда на кражи идут из-за крайней материальной нужды, люди доведённые до отчаяния, которые стоят перед дилеммой: или они должны украсть, чтобы не умереть с голода или действительно умирать (моральные принципы "не укради", способы заработать на пропитание с помощью работы - по разным причинам им не приходит в голову из-за состояния крайнего отчаяния), профессиональные воры, люди выбравшие такой путь социального паразитизма и способа обогащения (жить за счёт других). Общество морально осуждает и рассматривает такие поступки, как преступление и требует справедливого наказания, так как в любом случае существует альтернатива - не воровать. Какие бы причины не существовали в тех случаях, когда человек переступает черту моральных запретов воровства, но цель одна: украсть и воспользоваться этой ценностью или вещью для своей выгоды. Нас интересуют в первую очередь те случаи воровства, когда такой цели нет, человек имеет всё необходимое и всё же сознательно совершает кражи, а потом его одолевают и раскаяние и чувство вины и муки совести и тем не менее он продолжает совершать эти кражи (не мотивированные кражи). Около 20% краж из магазинов совершается именно - не мотивированно (мотивы не осознаются, спрятаны в подсознании). 70% краж совершают профессиональные воришки и только около 5% краж совершают люди, находящиеся в ситуации отчаяния, 5% краж совершают клептоманы (о них - отдельная тема). Во всех этих случаях люди понимают и осознают, что происходит и могут последовательно описать, какие действия они совершали. Совершенно особые случаи совершения краж - в состоянии невменяемости, когда какое либо психотическое состояние мешало человеку отдавать отчёт своим действиям и руководить ими. Такие случаи очень редки и рассматривать их остается прерогатива врачей-психиатров в рамках судебно-психиатрических экспертиз. НЕМОТИВИРОВАННОЕ ВОРОВСТВО - на первый взгляд мотивы отсутствуют, на самом деле мотивы совершения краж в таких случаях не осознаются и глубоко спрятаны в подсознании. Попробуем с этим разобраться. Каждый человек, особенно ребёнок, нуждается в удовлетворении своих основных жизненных потребностях: - крыша над головой - убежище в виде квартиры или дома;
- еда и питье, чтобы утолить голод и жажду;
- одежда и обувь, чтобы было в чем ходить.
Нам необходимо удовлетворять эмоциональные, интеллектуальные и духовные потребности. А детям необходимы игрушки, книжки, краски и много еще чего. Например, секции, кружки, уроки творчества. За всё это надо платить деньги. Не все родители способны обеспечить своих детей всем необходимым. Дети растут, растут их потребности и запросы. У моих друзей в Италии, в Англии, во Франции дети школьного возраста, если им хочется чего-то сверх того необходимого минимума, подрабатывают и не потому, что родители не в состоянии приобрести, а для того, чтобы в сознании ребёнка укладывалось соразмерность желания и возможностей. В таком воспитании своих отпрысков мои зарубежные друзья как бы хотят сказать: ты можешь иметь только то и только столько, чему ты соответствуешь своим трудом. Для зависти места не остается. Что мне бросилось в глаза, когда я был в гостях у своих коллег в Риме, Лондоне и Париже: состоятельные семьи в быту живут очень скромно. Дети знают, хочешь что-то иметь сверх того минимума - заработай. Я часто бываю в Питере, в Москве, в этих городах, да и у нас в Эстонии среди детей и подростков очень уж выделяется игра "в сравнения": вот бы такой CD- плеер как у Пеэтера, вот бы такой мобильник как у Насти, вот бы такой прикид как у Эдика и т. д. А семейный бюджет не резиновый, но когда во главу семейного закона ставится принцип: "желание ребёнка - превыше всего!" - тут начинаются проблемы. Анюта, ученица 9-го класса закатила родителям истерику по поводу того, что они не смогли ей купить трусики и бюстгальтер от Бюстье, так как ей стыдно предстать перед кавалером нижнем белье от таллинской фабрики "Марат". Папа девицы, инженер по образованию, потерявший работу на железной дороге, вынужден работать дворником, а мама-филолог, лишившаяся работы по сокращению и работающая на той самой фабрике "Марат" испытывают чувство вины перед дочерью. Родители, работающие с утра до вечера, и воспитывающие еще и вторую дочь 13-ти лет, понимают, что всё время съедается работой, а на внимание дочерям остается слишком мало. А поэтому, выбиваясь из последних сил, дефицит любви пытаются компенсировать различными презентами. Психологи выяснили, что мать, работающая на производстве, способна уделить своему ребёнку внимания, полноценно общаясь, только... 12 минут в день. А как же желанное удовлетворение жизненной потребности в общении, в принятии, в признании, в родительской любви, душевной теплоте? Вместо всего этого детям предлагается какой-то эрзац любви в виде покупок, подарков (допинг) (родители пытаются загладить своё чувство вины или откупиться). Но никакие вещи не способны заменить те детские эмоциональные потребности, а только создают впечатления "удовлетворения". Быстро формируется зависимость от такого допинга и дети начинают воровать. Факторы, способствующие формированию психологической поведенческой запрограммированности в форме НЕМОТИВИРОВАННОГО ВОРОВСТВА, повторяются во множестве эпизодах взросления ребёнка, каждый из которых несет в себе определённые смысловые единицы со знаком плюс или со знаком минус, другими словами формируется определённое отношение к самому поступку - украсть. Что перевешивает: негативное отношение к нему или моральный допуск, что "это возможно, хотя и нельзя, но очень хочется". Такая поведенческая зависимость в виде НЕМОТИВИРОВАННОГО ВОРОВСТВА может сформироваться уже к 12 -13 годам, а родители воспринимают эти новые наклонности как "гром среди ясного неба", когда дети начинают у папы, мамы или у дедушки, у бабушки воровать деньги. Одни дети как будто явного негативного внешнего влияния не имеют. Они растут и воспитываются во внешне благополучных семьях. Но только - внешне. Люди удивляются - откуда взялась такая наклонность: воровать? ( скрытое негативное влияние) Другие дети испытывают на себе прессинг дурной компании, под влиянием которой так же идёт формирование в поведении такого отклонения, например, как воровство ( явное негативное влияние). В первой группе внешнее благополучие семьи прикрывает тот эмоциональный дефицит чувств и детская духовная неудовлетворённость начинает разрастаться. В жизни ребёнка появляется всё больше и больше "обезвоживание" любви, внимания, ласки, признания, принятия. Они переносят свой "голод по чувствам" на материальный мир и знаки своей значимости: одежду, вещи, игрушки, еду (особенно сладости), игрушки и т. д. Они знают, что воровать - это не хорошо, но пытаются восполнить дефицит положительных чувств - негативным эквивалентом эмоций (осознание своего проступка порождает чувство вины, обиды, страха перед наказанием, желание отомстить родителям за свой "эмоциональный голод", желанием привлечь внимание к себе, хотя и знают, что получат за кражу наказание. На улицах они не воруют, когда бывают в гостях - тоже воровство исключается. Такие дети воруют только у себя дома. Случай из практики: Галина, разведена. Одна воспитывает сына 12-ти лет. Занимается предпринимательством в мелком бизнесе торговли и довольно успешно. Имеет один магазин, один бар, кафе и несколько киосков. Целыми днями на работе. На званый обед пригласила партнёров по бизнесу. Сыну было позволено сидеть за общим столом с гостями, он получил большой кусок торта, который ни как не мог осилить, сын то вставал из-за стола, уходил в свою комнату, снова возвращался к сладостям. Когда гости собрались уходить домой, то обнаружилась кража кошелька из дамской сумочки, оставленной в прихожей под зеркалом одной из гостей. Сразу же началось детективное расследование на месте преступления. Достаточно было одного взгляда матери, чтобы сын во всём сознался. НЕМОТИВИРОВАННОЕ ВОРОВСТВО: к условиям формирования этой зависимости можно добавить и тот факт, что часто детям не хватает внимания. В психиатрии есть такой термин: "негативный нарциссизм" (ребёнок делает всё, чтобы получить неминуемое наказание и через это получает к себе внимание). И ещё. Когда идут на кражу, всё равно - ребёнок это или взрослый, в этой ситуации всегда есть риск быть пойманным на месте преступления или вскоре после него. Невольно возникает состояние ожидания, тревоги и страха на фоне выделения большого количества адреналина. Эта смесь эмоций и пика физиологического состояния (выброс адреналина) и составляет "агент" поведенческой зависимости, к тому же эта зависимость возникает на притяжении диаметрально противоположных эмоциональных зарядах: боязнь быть наказанным за кражу (негатив) - с одной стороны и с другой стороны - подсознательное стремление к риску (позитив). И эта смесь адреналина с эмоциями страха, тревоги, ожидания начинает работать, как наркотик, создает своего рода "кайф", который хочется повторить. Эти подсознательные мотивы обычно не осознаются, но хорошо ощущаются, как навязчивое влечение. Авторитарные и директивные методы усиливают тревогу и напряжение, включается парадоксальная реакция и влечение только от этого усиливается. Поэтому любая борьба, запреты, моральные увещевания только осложняют ситуацию, а поэтому бесполезны. Вместо этого в отношениях со своим ребенком выстраивайте здоровую альтернативу отношений: - предложите интересные дела, которыми мог бы увлечься ваш ребёнок и в которых и Вы могли бы участвовать (творчество, спорт, общение с природой, фотография, видео- съемка и многое другое). - устройте семейный совет, который можно было бы проводить после ужина или после обеда в выходные дни, где в атмосфере доверительности и уважения обсуждаются все события семьи, заботы и трудности, успехи и разочарования детей и взрослых, где каждый в равной степени любим и значим. - Возьмите за правило обсуждать текущие дела сына или дочери во время каждодневной получасовой прогулки, где можно высказывать свои мысли и чувства с глазу на глаз и говорить по душам. - Попытайтесь для своего ребёнка быть другом, интересуйтесь его тревогами, сомнениями, беспокойством. Старайтесь ему помочь справиться с этими чувствами. - Настройтесь на совместный поиск решения какой-либо проблемы, наберитесь терпения в выстраивании партнёрских отношений. Ребёнок не объект воспитания, а развивающаяся личность, мнение которой нужно учитывать и в равной мере уважать. - Очень важно научиться строить доверительные отношения, где всегда бы оставалось место для понимания точки зрения друг друга. В обсуждениях отдавайте предпочтение открытым диалогам, хотя это может быть для Вас будет и труднее сделать. Родители отдают предпочтения нотациям, монологам-нравоучениям, так как "движение в одну сторону" кажется проводить всегда легче, но оно дает противоположный результат. Примером явного негативного влияния является прессинг дурной компании, под влиянием которого так же идёт формирования поведенческой зависимости - ВОРОВСТВА. Когда воспитателем становится улица, компания сверстников, то легче всего свою ответственность сваливать на друзей, на плохую компанию: "меня заставили своровать...". Даже при таком раскладе, причину ищи в себе и в семье, конечно. Не каждый же подросток идёт на поводу чьего-то дурного влияния? Первоначально, роль "жертвы", безотказность формирует в ребёнке семья. Именно из этих семян потом прорастают ростки зависимости от компании, ростки воровства, как формы поведенческой зависимости. Ещё важный момент: какие формы самоутверждения выбирает подросток? Вот Вам пример, два брата - погодки. Старший самоутверждался через футбольный клуб, через тренировки, через достижения своей футбольной команды, через ограничения (может быть он пропустил несколько блокбастеров, несколько дискотек, один концерт и другое), но он добился своего, его команда добилась титула "чемпиона" и вышла в финале по итогам года победителем. Младший, связался с компанией, чтобы самоутвердиться и для того, чтобы его приняли, он должен был совершить карманную кражу на виду у своих новых приятелей. Он долго готовился к такой инициации, тренировал движения, "ловкость рук", пытался изжить чувство страха. И день "экзамена" настал: всей компанией зашли в заднюю дверь автобуса, "экзаменуемый" прошел через весь салон автобуса к передней двери, по пути "освободил" чью-то дамскую сумочку от кошелька и подал условный знак: "Выходим!". Экзамен сдал блестяще! А теперь, практические советы родителям: - пересмотрите свои жизненные приоритеты. Объясните, что такое - настоящая дружба, какие формы самоутверждения созидательны и какие являются саморазрушительными. - терпеливо и последовательно говорите с ребёнком о том, что настоящих друзей в жизни не так уж и много: А тот, кто желает тебе зла и подводит тебя под уголовное преступление, не может называться твоим другом". - начните вместе изучать интересную книгу под названием Уголовный кодекс", а потом пусть Ваш сын (или дочь) почитает Уголовный кодекс сам это полезно не только для общего развития. - включитесь вместе с ребёнком на поиск новых друзей, новых развлечений, (самореализация себя через творчество, через преодоление себя в спорте). Пусть он реализуется, откроет в себе новые таланты, пойдет в спортивную секцию, в творческую студию, кружок по интересам. - встаньте на защиту своего ребёнка, когда со стороны компании, с которой прерваны отношения, продолжается вымогательство, шантаж, рэкет, угрозы избиения и т. д. В этом случае обратитесь в правоохранительные органы. НЕМОТИВИРОВАННОЕ ВОРОВСТВО: случай из практики. Семья была в растерянности, стали пропадать вещи. В голову не приходили версии, объясняющие это явление. Взрослые, сбитые с толку, были просто обескуражены. А когда пропала из кошелька мамы бумажка в 500 крон (эквивалент в 30 евро) вся семья экстренно собралась за круглым столом. Эвелина 13 лет, тихая, спокойная, держалась долго, а потом в напряженной тишине её как прорвало на поток слёз. Рыдала на взрыд. Взрослые долго не могли успокоить. А когда поток слёз прекратился, над столом завис вопрос: "Зачем ты это сделала?" Поступок Эвелины никак не укладывался в уклад семьи. Семья не богатая, но всё необходимое было, тем более потребности дочери удовлетворялись полностью и даже сверх того. Эвелине всегда покупали игрушки такие, какие она хотела. В одежде тоже был свободный выбор. Этот поступок озадачил всех: что же Эвелина покупала на ворованные деньги? Снова водопад слёз. Теперь уже нужно было больше времени чтобы эмоциональная стихия девочки успокоилась. Выяснилось, что Эвелина на все сворованные деньги покупала сладости (конфеты, шоколадки, чупа-чупсы, жвачки) и ими одаривала чуть ли ни половину класса. Как пояснила Эвелина: "Чтобы со мной дружили". ??? Так мама, Эвелина и папа оказались у меня в кабинете. В случаях немотивированного воровства причины всегда запрятаны глубоко в подсознании ребёнка. Осторожно стали разбираться. Эвелина в новом классе ( скоро год, как она училась в новой школе ) выделялась своей робостью и вместе с этим ответы на уроках были точными и всегда на "пять", а домашние задания выполнялись аккуратно и с большим старанием. Этого было достаточно, чтобы одноклассницы невзлюбили её. Чтобы сделать из Эвелины "Чучело", девчонки старались подобрать кличку-ярлык, да по-обиднее. Своё пренебрежение показывали во всём: в ухмылках, в ужимках, в интонации голоса, в постоянном бросании бумажек в её сторону. Мальчика, который пытался защитить Эвелину и осмелился сесть за одну парту, одноклассники подвергли к еще более жестокому остракизму. Я спросил у родителей: "Эвелина обращалась к Вам по поводу нездоровых отношений в классе?". Вначале - недоумение. Потом выяснилось, что обращалась. Папа Эвелины тогда отмахнулся: "Терпи, с новенькими всегда такие проблемы". Долго расспрашивать дочь не стал, куда-то торопился. Мама вообще не нашла времени чтобы выслушать дочь до конца. Эвелина по-своему стала "решать" свою проблему: задаривала сладостями пол класса, чтобы задобрить к себе отношения и добиться снисхождения. Не сознательно, конечно. Деньги брала украдкой, сама себя оправдывая в чувствах: "Я ведь не для себя". Маленькие суммы, вытащенные из кошелька, мама не замечала, первый раз было страшно, второй - не очень, третий...- даже не задумывалась. Одноклассницы поедали сладости, на короткое время меняли гнев на милость, но на короткое время и откровенно смеялись над Эвелиной, травля продолжалась. Родители и Эвелина достойно вышли из этой ситуации, они не стали обвинять друг друга, вместо этого смогли спокойно по душам поговорить. Теперь всегда находилось время выслушать друг друга. Смогла подружиться с одноклассником, который пытался защитить Эвелину. И вместе с классным руководителем и другими родителями (была тема для родительского собрания) удалось обстановку в классе оздоровить. Сразу же навешиваются ярлыки: преступник, негодяй, какой позор? ПОЛОСА ОТЧУЖДЕНИЯ: Спокойно разберитесь с этими скрытыми мотивами поведения. Что стоит за "домашними кражами"? Ну конечно же, отсутствие взаимопонимания. Обычно между родителями и детьми в этих случаях образуется "полоса отчуждения". Почему она возникла? - задайте себе этот вопрос. У Вашего сына или дочери уже возникала острая необходимость обратиться за Вашей помощью. Вы не нашли времени спокойно выслушать "жаждущего в пустыне", ребёнок стеснялся высказать, не захотел, не смог... "Я сам, я сам..."- тоже способ самоутверждения. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ: У каждого ребёнка есть свои потребности. На сколько он умеет удовлетворять их? Какие способы он выбирает для этого? Многие родители не могут понять, что у сына или дочери есть свои потребности. Во многих случаях для этого нужны деньги. Изначально нет доверия в деньгах: или же вообще у ребёнка нет карманных денег или же их дают мало. Дети часто не имеют понятия стоимости денег, а поэтому не умеют ими распоряжаться. Так же размыты понятия, нет разницы: удовлетворение потребностей, связанных с желаниями и удовлетворение потребностей, связанных с необходимостью. ПРОТЕСТ: Странный феномен: ребёнок среди родных и близких, в своей семье, а у него - одиночество. Нет взаимопонимания, та же самая полоса отчуждения - это порождают неудовлетворенность в общении, признании, принятии. Кража в таком случае - протест, желание наказать своих родителей таким способом. Очень близко к этому "негативный нарциссизм", о котором мы уже говорили, как способе привлечь к себе внимания и получить "поглаживание" в виде наказания. АМОРФНЫЕ ОРИЕНТИРЫ: "Как дети, не понимают что творят" - примерный смысл библейского изречения. Когда человек не понимает или не различает, что такое добро и что такое зло, что такое справедливость - это явный признак морального инфантилизма. Они смутно представляют моральные ценности и не различают, что может находиться за линией дозволенного. Таким детям трудно отдавать себе отчет и по настоящему оценить воровство, как проступок: "Я не украл, я просто взял деньги у мамы без спроса". Много существует причин воровства, как формы поведенческой зависимости. Много существует комбинаций этих причин. Каждый случай - особый. И со всем этим нужно очень деликатно разбираться. Чтобы понять мотивации НЕМОТИВИРОВАННОГО ВОРОВСТВА попробуйте понять: что покупал Ваш ребёнок на украденные деньги? На что он их потратил? "Мама, мне это было необходимо!" Но это было необходимо на взгляд Вашего ребёнка. ВЕЩЬ, КАК ЗНАК ПРЕСТИЖА: Знаком престижа может быть мобильник, авторучка, плеер, компьютерная игра, CD - диск, фирменная майка и так далее. Одного знака мало, мало одного мобильника, нужно 3-4; мало плеера-проигрывателя - нужно несколько; тоже самое касается и ручек и блокнотов и дисков и покемонов и лазерных указок, фирменных кепок и так далее; Знаков престижа должно быть много, не один, два, а целые целые залежи. "Если у меня будет такой / такая, так сразу...". Вещь, по мнению подростка поднимающая авторитет в глазах (не важно какая), становится особо значимой, но в глазах родителей такой выбор кажется полной ерундой, так как для них он лишен смысла, поэтому так сложно выпросить деньги на такую покупку. Этот непреодолимый конфликт заставляет пойти на кражу. НА КРЮЧКЕ ПОДРОСТКОВОГО РЭКЕТА: Дети растут, растут и их потребности. Самый легкий способ: отними у младшего. Ну не на прямую. Телевидение учит, как правильно это делать: взимать плату с маленьких за "покровительство и охрану". "Крышевание", как скрытый способ подавления сильными слабых очень распространён в городских школах. Пример, Макс провожал девчонку, которая ему очень нравилась. Но эта девчонка нравилась и Веталю. Веталь с друзьями поколотил Макса. Макс ища поддержку обратился к более старшим, те перевели сделку в коммерческое русло: ты нам дай денег, а уж если к тебе кто-нибудь пристанет, мы с ним разберёмся жестоко и сразу. С Веталем действительно "разобрались" быстро- напугали. Но Максу напомнили об оплате. Макс стал выпрашивать деньги у мамы, якобы для покупки супер-навороченной компьютерной игры. Но мама пообещала дать денег с зарплаты. Деньги за обещанное "крышевание" были просрочены, были назначены штрафные проценты, Макс стал воровать деньги из маминого кошелька. Один раз снова просрочил выплату за "крышевание", тогда юные рэкетиры наложили штраф: Макс должен был рассчитаться своим мобильным телефоном. Родители заметили пропажу денег, пропажу телефона и только тогда стало возможным обсудить сложившуюся ситуацию целиком и искать выхода. Первый шаг в решении проблемы родители сделали очень грамотно. По факту вымогательства были оформлены заявления в полицию, а психологическую проблему поведения Макса мы решали вместе: родители, Макс и Ваш покорный слуга. Когда подростка заставляет воровать наркотическая зависимость - еще одна группа причин воровства. Это целая отдельная тема и мы её будем обсуждать в темах выпусков нашей рассылки, посвященных наркотической зависимости. Сейчас нас интересует именно НЕМОТИВИРОВАННОЕ ВОРОВСТВО. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: Что делать, когда семья сталкивается с НЕМОТИВИРОВАННЫМ ВОРОВСТВОМ, как формой поведенческой зависимости? - по факту совершения кражи Вашим сыном или дочерью нужно сесть спокойно и очень тактично разобраться во всём. Слёзы, заламывания рук, навешивание ярлыков и выставления личностных оценок - бесполезны. Истерики и нравоучения не нужны, они усугубят ситуацию. Так что, если ваш ребенок украл деньги, еще не означает того, что он законченный негодяй. Высказывания типа: "Твоя жизнь закончится в тюрьме!" - еще больше подольет масла в огонь и усилит отчуждение между родителями и подростком. Физические наказания и домашние аресты - из арсенала прошлого века. Такая тактика, как крайность, которую сразу необходимо исключить. НЕМОТИВИРОВАННОЕ ВОРОВСТВО - еще не повод ставить крест на будущем своего ребёнка. - другая крайность: изображать благодушие и делать вил, что всё замечательно и хорошо - тоже усугубит ситуацию. Проблема воровства, как формы поведенческой зависимости, любит как мокрица закрытость, неопределённость, отгороженность. Эту проблему невозможно решить без яркого света откровенного разговора, доверия и уважения. Первые шаги делайте именно в этом ключе. Поинтересуйтесь, зачем были нужны деньги. - выяснить истинные мотивы поведения. Их можно выяснить только через доверительный контакт. Но все же разобраться, почему он это сделал, необходимо. Если ребенок честно сознается, есть повод радоваться. Поговорите о потребностях сына или дочери, объясните, что Вам эти потребности понятны, но было бы гораздо лучше, если б он / она просто попросил / а денег. То есть основная линия поведения ничего сверх-страшного не произошло, все хорошо, но если бы он / она сказал мне, было бы еще лучше. - выработайте альтернативные способы удовлетворения потребностей в признании, в самоутверждении, в признании через творчество, учебу, спорт или иные формы самовыражения и конструктивного использования свободного времени. Друзей и хорошее отношение к себе купить за деньги или получить за сладости или подарки - невозможно. - присмотритесь к жизни своего чада что с ним происходит. Поговорите о том, как он вообще живет, с кем дружит, что беспокоит, кто не понимает, обижает и так далее. Ищите причину вместе и вместе устраняйте её. Безусловно, детское воровство явление неприятное. Но вряд ли смертельное. Многие из вполне благополучных сегодня взрослых наверняка вспомнят хотя бы один подобный эпизод из собственного детства. Скорее всего, и вы тоже. "Самым большим предметом, украденным когда-либо человеком (одним, без помощников), был пароход "Ориент Трейдер" грузоподъемностью 10 639 тонн. Летней ночью 1966 года некий мистер Н. Уильям Кеннеди, пробравшись в бухту залива Святого Лаврентия, что в Канаде, перерубил причальные тросы, и судно благополучно отдрейфовало к буксиру, стоявшему наготове. Этот факт занял свое место в Книге рекордов Гиннесса. Масштабность акции воистину достойна восхищения, несмотря на то что в основе лежит уголовно наказуемое действие воровство" (газета "А и Ф", 13.12.2001).
22.07.2005
Смотрите также: Фито+гирудо против эндометриоза, Свежесть за 2 часа, Ювенильный ревматоидный артрит, Паразитарные болезни кожи, Использование метода электростимуляции Интересные факты:
'Умершие доктора не лгут' Софья Домцова http://www.bolezniam.net ДокторУоллк так популярен в Америке,
| Научные основы гомеопатии Юсупов Г. А. К.м.н. ОАО «Холдинг ЭДАС» Отсутствие молекул исходного вещества в гомеопатических препаратах высоких разведений является основным аргументом, указывающим на необходимость исследований в области квантово-волновой физики для научного обоснования гомеопатии. Научные и экспериментальные исследования должны дать ответы на главные вопросы теоретической гомеопатии: | Компьютер и сердце Приподняты плечи? Ощущается напряжение в шее и в затылочных мышцах? Голова наклонена вперед или в стороны? Тогда учтите, что длительное пребывание в подобной позе приводит к застойным явлениям в системе позвоночных артерий, нарушению нормального кровоснабжения мозга и, как следствие, может привести к головным болям, утомлямости, снижению памяти, к повышению АД, и даже к кардиалгиям (болям в сердц
| Кто умеет чистить зубы? Главная составляющая индивидуального плана профилактики – соблюдение правил гигиены полости рта, эффективность которой зависит от применяемых методов. Мало иметь зубную щетку, пусть даже очень хорошую, и великолепную зубную пасту. Нужно уметь чистить зубы. В зависимости от состояния твердых тканей зубов, десен выбирают тот или иной метод чистки, определяют необходимую жесткость зубной щетки, подб
| Печеночная энцефалопатия и методы ее метаболической коррекции Академик РАМН, профессор В.Т. Ивашкин, к.м.н. М.Ю. Надинская, к.м.н. А.О. Буеверов ММА имени И.М. Сеченова
|
| |
|