Яндекс.Метрика
 

   
Главная >> Медицинские статьи >> Педиатрия

Нарушения и коррекция когнитивных функций школьников

Маслова О.И.
Докт. мед. наук, проф., руководитель отделения психоневрологии НИИ педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН.
Многие заболевания, как острые, так и хронические, различные по этиологии и патогенезу, протекают у детей с транзиторным или стойким нарушением познавательной (когнитивной) сферы. Возрастает удельный вес детей с различными неврологическими нарушениями (синдромы гиперактивности и дефицита внимания, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, астеноневротический и цереброастенический синдромы вследствие черепно-мозговых травм или интоксикаций, эпилепсии и др.). Дисфункция психоневрологического развития отмечается у 30—56% здоровых школьников. В последние годы возрастает число детей, имеющих сложности при обучении в школе. О клинических проявлениях и коррекции когнитивных функций у детей школьного возраста рассказывает руководитель отделения психоневрологии НИИ педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН, докт. мед. наук, проф. Ольга Ивановна МАСЛОВА.
Неврологический диагноз является многоуровневым по симптомам и синдромам заболевания, учитывает генез (врожденный или приобретенный), текущий или резидуальный характер патологии, состояние нервно-психического развития, нарушения в двигательно-рефлекторной и чувствительной сферах, координацию и др.; прогноз (курабельное состояние или нет), степень возможной компенсации или инвалидизации.
При комплексной реабилитации любых нарушенных сфер жизнедеятельности детей дошкольного и школьного возраста основные усилия всех специалистов направлены на коррекцию интеллектуально-мнестического дефицита, нарушающего общение и обучение детей. Не только своевременная диагностика когнитивных нарушений, но и оценка уровня компенсаторных (потенциальных) возможностей, адекватная медико-психологическая помощь в значительной мере снижают степень психоэмоционального дискомфорта, повышают социальные возможности ребенка в плане обучения, психологического контакта. С учетом вышеизложенного мы считаем, что в настоящее время можно говорить о новом направлении в детской неврологии – когнитивной неврологии. Современные диагностические и лечебно-восстановительные возможности позволяют уже в первые годы жизни ребенка проводить достаточно адекватную медицинскую реабилитацию для максимально самостоятельного развития ребенка в обществе. Психосоциальное развитие ребенка, адаптируясь через параметры высших психических функций, имеет ряд характеристик — когнитивных (познавательных) и аффективных (эмотивных, поведенческих). Основными когнитивными структурами, составляющими интеллект, являются различные функции, социально значимые для любого возраста, — восприятие, память, внимание, сенсомоторная деятельность, аналитико-синтетические процессы. Необходимо помнить как о генетической детерминации когнитивных функций, так и их наработке в процессе роста и развития ребенка на базе восприятия, навыка и многих других факторов, составляющих интеллект. Негативными моментами могут являться и эндогенные, и экзогенные факторы (последствия перинатальных повреждений ЦНС, социальная депривация).
В настоящее время появилась возможность количественного определения когнитивных функций детей школьного возраста с использованием тестовых компьютерных систем, в режиме заинтересованной игры, с возможностью объективной оценки многих составляющих интеллектуально-мнестической сферы детей.
Выявлены особенности психофизиологических функций у школьников, свидетельствующие о нарушениях нейродинамических процессов на фоне многих неблагоприятных факторов роста и развития как больных, так и здоровых детей — с органическим либо функциональным поражением нервной системы. Хочется обратить внимание родителей, учителей и, конечно, врачей на то, что познавательные процессы имеют восходящее динамическое возрастное развитие в благоприятных условиях и различную степень их дефицита при повреждающих ситуациях. К последним можно отнести и нейропсихологические нагрузки в школе в конце каждой четверти (особенно третьей) и в конце учебного года. Работоспособность снижается по астеническому типу, замедляется темп и подвижность психических процессов, повышается утомляемость, снижается мотивация к познавательной деятельности, ухудшается произвольное внимание, что, несомненно, ухудшает показатели основных когнитивных функций: восприятия, внимания, памяти. Психофизиологические особенности детей школьного возраста на фоне астении в весенний период в сочетании с высокими нагрузками в школе характеризуются нарушениями нейродинамических процессов и высших форм регуляции, что приводит к нарушению восприятия предъявляемого материала, многочисленным соматоформным жалобам (головная боль, нарушение засыпания и сна, вегетативная лабильность), неусидчивости, что, в свою очередь, затрудняет усвоение школьных знаний.
В последнее время отмечается слишком широкое диагностическое трактование синдрома когнитивного дефицита, определяемого ранее как минимальная церебральная мозговая дисфункция, а с расширением нейропсихологических знаний — как синдром дефицита внимания, с (без) гиперактивностью, причем последний симптом чаще отмечается у мальчиков. Мы считаем возможным говорить о первичной (врожденной) форме этого состояния и вторичной (дефицитарной), обусловленной дисфункцией корково-подкорковых взаимосвязей мозга растущего организма.
К основным симптомам дефицита внимания относятся: неспособность удерживать внимание на деталях, небрежность, легкомыслие, ошибки в школьных заданиях, выполняемой работе; затрудненное сохранение внимания при выполнении заданий. В ряде случаев создается впечатление, что ребенок не слышит и не слушает обращенную к нему речь. При явной способности понять задание ребенок часто не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций для его выполнения, а также не может до конца справиться с подготовкой к урокам, домашней работой и т.д. Он испытывает сложности в самостоятельной работе над заданиями; уходит от трудностей в выполнении заданий, которые требуют длительного умственного напряжения. Ребенок часто теряет вещи, необходимые в школе и дома, забывчив, легко отвлекаем. Симптомы, дополняющие когнитивный дефицит, касаются гиперактивности и импульсивности. Отмечается двигательное беспокойство: ребенок, сидя на стуле, вертится, часто встает с места, бесцельно двигательно активен, не может сидеть тихо, болтлив, находится в постоянном движении. Импульсивность усугубляет сложности адаптации и компенсации в обществе: дети мешают другим, пристают к окружающим, не имеют чувства дистанции, часто отвечают на недослушанный вопрос. Мотивация к обучению снижается.
Исследование познавательной деятельности детей школьного возраста, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью, выявило дисгармоничное нарушение когнитивных функций с преимущественной недостаточностью внимания, сенсомоторной деятельности и восприятия. Наиболее нарушены: устойчивость, концентрация и распределение внимания; латентный период и скорость простых и сложных сенсомоторных реакций; критическая частота слияния мельканий, а также перцепторная сторона зрительного восприятия. Определение степени нарушения имеет большое значение для выбора лечебно-коррекционных программ с обязательным проведением нейрометаболической терапии.
По параметрам симптомов дефицита внимания с (без) гиперактивностью были проанализированы дети с головными болями, минимальной церебральной дисфункцией, эпилепсией (с купированными и некупированными судорогами), пограничными нарушениями интеллекта при наследственно-дегенеративных заболеваниях нервной системы, рассеянным склерозом.
Был проведен анализ ряда препаратов ноотропного действия с целью оценки эффективности их воздействия на различные параметры когнитивных функций. С помощью тестовых компьютерных систем выявлено, что на процессы памяти благоприятно воздействуют Пикамилон, Пантогам, Танакан; качество внимания повышается при приеме Пантогама, Семакса; при нарушениях восприятия эффективны Пантогам, Кавинтон, Биотредин; нарушения поведенческо-эмоциональной сферы купируются приемом Глицина, Фенибута; речевые расстройства корригируются приемом Пантогама и Аминалона.
Статья опубликована в журналеФармацевтический вестник

27.05.2004

Смотрите также:
Нужна “конституция фармацевтического рынка”,   К вопросу об ишемической природе нарушений ритма и проводимости сердца у больных ИБС по данным суточного мониторирования ЭКГ,   Консервативная терапия геморроя в акушерской практике,   Такой коварный псориаз,   От чего зудит пупок?
Интересные факты:
Сколько весит...невроз?
Принципиально новую методику диагностики лечения применяют врачи Клиники Московского института кибернетической медицины. Ими разработаны специальные тесты, по которым можно судить об уровне тревожной активности пациента с учетом баланса его нейрогормонов.
Красная кровь. Эритроциты.

Эритроциты. Нормальные величины

  • 4,0 - 5,1 млн эритроцитов в 1 мкл (4,0 - 5,1 1012/л) - у мужчин
  • 3,7 - 4,7 млн эритроцитов в 1 мкл (3,7 - 4,7  1012/л) - у женщин.

Снижение числа эритроцитов.

  • Относительное снижение числа эритроцитов может наблюдаться при разжижении крови у людей с патологией почек (затруднено выведение жидкос
Принципы заместительной иммунотерапии
 

Т. В. Латышева ГНЦ - Институт Иммунологии Минздрава России, г. Москва

Одной из главных задач иммунной системы организма является защита его от инфекционных агентов. Существует ряд факторов естественного иммунитета, которые практически сразу вступают в борьбу с инфекционными агентами. Это фагоциты, естественные антитела к микроорганизмам, комплемент. Первоначально а
Малярия: клиническая диагностика, химиотерапия и профилактика
А.М. Бронштейн, В.П. Сергиев Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И.Марциновского Минздрава РФ, Москва
Диагностика и лечение кровотечений из верхних отделов желудочно-кишечного тракта
Н.Е.Чернеховская Доктор медицинских наук, профессор, РМАПО, Москва Частота кровотечений из верхних отделов пищеварительного тракта составляет 30 случаев на 100 000 населения. Уровень смертности от кровотечений из верхних отделов пищеварительного тракта колеблется в пределах от 5 до 10% и в развитых странах имеет некоторую тенденцию к снижению [1]. От кровотечения умирают в основном л

 


© 2005-2017 www.medband.ru, написать письмо
Нарушения и коррекция когнитивных функций школьников
Медицина от А до Я. Заболевания. Симптомы.
Rambler's Top100