|
|
|
| |
Главная >> Медицинские статьи >> Гомеопатия
АюрведаАюрведа – это индийская система медицины, которую еще называют «наука о совершенном здоровье». Согласно ей, все в мире, в том числе и человеческое тело, состоит из пяти основных вечных элементов - воздуха, эфира, огня, воды и земли. Цель Аюрведы – привести в гармонию внутренний мир человека, и позволить ему прибывать в гармонии с миром внешним. Об этом «Русской Швейцарии» рассказал Сергей Агапкин - профессиональный медик, авторитетный специалист по аюрведе и йогатерапии. Сергей, расскажите, чем на самом деле является Аюрведа. Это медицинская система, которая родилась в древней Индии и до сих пор там практикуется наравне с официальной, современной западной медициной. Её производные (например, тибетская медицина) практикуются в Тибете, Бурятии, Монголии. В 19-20 веке тибетская медицина в России практиковалась весьма интенсивно. На протяжении всего 20 века советские учёные изучали её. Аюрведа не является народной медициной. Иногда говорят, что Аюрведа – это народная медицина Индии. Отличие медицинской системы от народной медицины в том, что народная медицина имеет какое-то количество рецептов на определённое количество случаев. Медицинская система имеет своё представление о возникновении и развитии заболеваний и подходящих методов лечения. Каким образом Аюрведа работает? Она рассматривает человека как совокупность определённых параметров. Если рассматривать с позиций классических текстов – то это может показаться несколько надуманным. Есть «жар» и «холод», «огонь» и «вода», доши. Есть такие термины, как «стихии». Если их рассматривать в отрыве от того времени и места, где они возникли, они могут показаться наивным религиозным бредом. Хотя, когда учёные начали это исследовать, обнаружилось, что всё имеет очень строгое физиологическое обоснование. В западной медицине есть регуляторные системы организма. Есть нервная и гормональная регуляция. По сути, они соответствуют тем же самым дошам. Есть «жар» и «холод» – они соответствуют энерготропным/трофотропным состояниям в западной медицине. Человек рассматривается как совокупность этих вещей: соотношения «жара»/«холода», соотношения дош, особенностей работы органов. Они формируют человека как индивидуальность. Аюрведа изучает человека. Она смотрит, какие дефекты природа допустила при его создании. И старается устранить эти дефекты регуляцией его образа жизни, диеты, применением определённых процедур и лекарств. Приводит человека в состояние равновесия. Т.е., по сути, компенсирует тот дисбаланс, который есть у каждого человека. Компенсирует на протяжении длительного времени и комплексно. Не каким-то одним методом – потому что отдельных методов достаточно в любых других медицинских системах, а комплексные рекомендации. Например, какой образ жизни он должен вести, должен спать долго или вставать по будильнику, должен больше есть животной пищи или растительной, какие лекарства ему нужны, а какие – вредны. Этим и занимается Аюрведа. Насколько важно для занятия Аюрведой наличие медицинского образования? Лучше, если образование есть. Но значение имеет интеллект. Вернее, его наличие. (Смеётся). Можно попытаться понять Аюрведу на бытовом уровне. Не вникая глубоко. Для этого не надо много знаний. Чем глубже человек хочет понять, тем выше требования к количеству знаний, которые у него есть. В том числе и к медицинским. А как Вы познакомились с этой системой? Я занимался йогой. И в определённый момент столкнулся с тибетской медициной, потом с первыми книгами по Аюрведе. С тех пор и изучаю. Хороший аюрведист – это не столько степень образованности, сколько степень открытости ума и склонности к аналитическому мышлению. Это зависит от уровня преподавания – понимает ли преподаватель всё это. Насколько жизнь современного человека нуждается в регулировке? И что поменялось по сравнению с тем, что было 100 лет назад? Ответ на этот вопрос давали более авторитетные люди. Профессор Оршавский провёл интересные исследования по количеству движений в жизни современного человека по сравнению с началом 20 века. Количество физических нагрузок сократилось в десятки раз. Дело не только в том, что время другое, но здесь другой климат, другие люди – другой генотип. Аюрведа подстраивается под другие генотипы? Хороший аюрведист подстраивается. Плохой – продолжает «рубить» в том же русле, в котором его учили. Естественно, что это не приводит к хорошим результатам. Хорошие аюрведисты, попадая в западные страны, пытаются не только следовать чему их учили, т.е. применять определённые рецептуры, но и адаптировать эти рецептуры. Если взять Аюрведу, тибетскую медицину, монгольскую и бурятскую ветки тибетской медицины – в них всегда шла адаптация лекарственного сырья. Дело даже не только в том, что индийские растения нехарактерны для другой климатической зоны. Везти их оттуда как минимум экономически невыгодно. Каждая климатическая зона имеет достаточный арсенал своего собственного сырья. Хороший аюрведист должен учитывать изменения климатические, изменения в пище, образе жизни. Если он этого не делает, то получается не очень хорошо. А есть ли какие-то общие правила для людей, которые живут в России, Европе? Тем хороша и сложна тибетская медицина и Аюрведа, что в них вообще нет общих правил. Понятно, что не нужно есть несвежую пищу, или подавлять естественные потребности тела. А что касается правил для конкретного человека, первоначально нужно определить к какому типу он относится. Соотношение «жара» и «холода» в теле, соотношение дош, какие органы у него работают хорошо, а какие – слабые и больные. Поэтому никаких универсальных рекомендаций не бывает! Есть же какие-то национальные особенности? Или это не имеет значения? Совершенно не имеет. Даже для одного человека в разные периоды времени рекомендации могут отличаться диаметрально. В зависимости от возраста, изменения места жительства, типа занятий. Все эти параметры меняются. Статичных картин нет в живой жизни. В жизни всё течёт и изменяется. Человек растёт, стареет. В каждый период времени он другой. И то, что ему нужно в разный период времени, оно тоже изменяется. Аюрведа работает только с физическим телом? С психикой тоже. В Аюрведе существует достаточно обширный раздел – демонология (смеется). По большому счёту, она мало отличается от лечения психических заболеваний в настоящее время, в ней есть методы лечения. При желании можно провести много параллелей с современной психиатрией и психотерапией. Она работает с психикой, эмоциями. А человек может сам, без вмешательства специалиста по Аюрведе, почитать медкнижки и регулировать свои состояния? Человек может определить своё соотношение дош, какие продукты ему более полезны. Какой режим питания. Какой режим сна. Раньше это определялось непосредственно врачом. С тех пор, как Аюрведа и тибетская медицина стали проникать на запад, появились специальные опросники. По которым, ответив на вопросы, можно определить свою дошу. Для каждой доши, каждого типа характерны свои проявления в поведении, свои проявления в строении тела. Каждый человек может у себя эти вещи измерить и обнаружить определённые пропорции, соотношения. Он может получить хорошую информацию о том, что его ждёт в будущем, если он не будет ничего менять в жизни. Предрасположенность к тем или иным заболеваниям, продолжительность жизни. И, как следствие, он может исправить. Предупреждён – значит, вооружён. Человек, который знает о своих проблемах и имеет желание от них избавиться, найдёт методы, которые помогут ему доши, «жар»/ «холод» привести в равновесие, восстановить работу тех органов, которые либо у него ослаблены от рождения, либо повреждённые в результате его жизни. В результате человек будет здоров и счастлив. Достаточно долго. Аюрведа получает всё большее распространение в России и на Западе. С чем это связано? С волной эмиграции из Индии, наверное (Смеётся). Вместо того, чтобы продолжать глотать аспирин... Дело в том, что глотание аспирина - это не выдумка западных врачей. Ацетилсалициловая кислота является производным салициловой кислоты, которую традиционно получали из коры ивы. Жаропонижающие отвары из коры ивы применяли практически в любых местностях, где росла ива, для лечения воспалений. Западная цивилизация идёт по пути рафинизации. Она всё рафинирует. Она пытается выделить из растений какое-то одно вещество, не понимая зачастую, что эффект от растения может быть обусловлен сочетанием в нём определённых веществ. Попытка выделить какое-то одно, приведёт к тому, что оно просто не будет работать. В своё время, замечательное эффективное растение Раллия маньчжурская – всегда применялось в традиционной медицине Китая, Забайкальского региона. Врачам было дано задание: надо сделать препарат из неё. Химически очищенный. Они сделали препарат сепарал. Его эффективность - нулевая. Его даже врачи не выписывают. А вообще - это иллюзия, что раньше здесь Аюрведы не было. Если мы возьмём рецепты классических для России лекарственных составов, рекомендаций по питанию, они включают в себя массу вещей, рецептов, которые существуют в Аюрведе. К примеру, древнерусский текст 15 века «Прохладный вертоград», т.е тексты, которые применялись на протяжении 5-7 веков, как минимум. Они построены на аюрведических принципах. Я не пытаюсь сказать, что это сугубо индийское изобретение. Как говорят, «Урюпинск – родина слонов». А Индия – мать всего прогрессивного, что есть в мире. Нет. Медицинская система, если она правильная, она везде будет примерно похожа. А есть в мире какие-то аналоги? Возьмём тибетскую медицину. Это аналог Аюрведы, но адаптированный под реалии других климатических зон, другого образа жизни, другого вероисповедания. Возьмём китайскую медицину – те же принципы. Чуть–чуть другие методы лечения. Возьмём ирано-таджикскую медицину, «Канон врачебной науки» Авиценны – всё то же самое. Отличия на самом деле касаются либо несущественных вещей, типа религии, либо существенных - климатических зон, особенностей питания, особенностей жизни людей. В России, к сожалению, не сохранилось традиционных медицинских систем. Связано это с приходом христианства или с тем, что в России вообще неспокойная история – сложно сказать. Хотя тибетская медицина уже почти два столетия практикуется в России. 16.01.2007
Смотрите также: Правильное питание и упражнения при геморрое, Контрацепция: что выбрать?, Нейрофизиологическая объективизация феномена механической провокации и терапевтической локализации у пациентов с последствиями черепно - мозговой травмы, Лучевые методы в диагностике заболеваний органов дыхания, Диагноз и лечение при болях в спине Интересные факты:
В помощь онкологическим больным: ваши проблемы и способы их преодоления ВВЕДЕНИЕ Сейчас, когда Вы читаете эту брошюру, Вы находитесь в одной из самых сложных ситуаций, в каких может оказаться человек. Необходимость проведения достаточно неприятных диагностических процедур, ситуация неопределенности, опасность развития серьезного заболевания - все это создаст для Вас дополнительные психологические трудности. В такой ситуации вполне возможны не очень разумные пост
| Клинико-лабораторная характеристика неонатального сепсиса Шабалов Н.П., Иванов Д.О. Педиатрическая Медицинская Академия, Санкт-Петербург, Россия
| В контакте с чесоткой В сознании людей чесотка ассоциируется с нечистоплотностью, неустроенным бытом, плохими санитарно-гигиеническими условиями. И это верно. Поэтому удивление вызывает сама возможность существования чесотки в наше время. В действительности же этот зудящий дерматоз присутствует в человеческом обществе всегда и может поражать людей, проживающих даже в благополучных условиях.
| Анатомические и патобиомеханические предпосылки к компрессии сосудисто-нервного пучка в lacuna vasorum Т. В. Драничникова, К.Б. Петров, А. Н. Пастушков Новокузнецк Известно, что через сосудистую лакуну из полости таза на бедро проникают бедренные cосуды и r. femoralis бедренно-полового нерва, а через мышечную лакуну - m. iliopsoas (Г.Е. Островерхов с соавт., 1963; М.Г. Привес с соавт., 1968). Основываясь на собственных исследованиях и данных литературы по анатомии переходного пахово-бедр
| Лечение алкоголизма Мухин А.А., к.м.н., врач-психиатр Введение Медикаментозное воздействие, существенным компонентом которого является психофармакотерапия, продолжает оставаться, наряду с психотерапией и социо-реабилитационной помощью, одной из неотъемлемых составляющих ("стержнем") лечебного процесса в наркологии [1]. С учетом того, что только учтенные, т.е. обратившиеся за помощью, больные алкоголизм
|
| |
|