Яндекс.Метрика
 

   
Главная >> Медицинские статьи >> Организация здравоохранения

Результаты внедрения координационно-диспетчерской службы в систему неотложной медицинской помощи

Бакиев С.С.
Самаркандский филиал республиканского научного центра экстренной медицинской помощи (директор Садыков Р.А.), г. Самарканд
[email protected] 

Скорая медицинская помощь (СМП) одно из трудных звеньев здравоохранения. Организация СМП населению строилась, начиная с первых лет развития здравоохранения в соответствии с основными принципами - государственности, бесплатности и общедоступности квалифицированной медицинской помощи, тесной связи практической деятельности с достижениями медицинской науки. Вместе с тем, сложившаяся система организации скорой медицинской помощи населению, ориентированная на оказание пациентам максимального объема помощи на догоспитальном этапе, не обеспечивает необходимой эффективности, являясь к тому же высокозатратной. Как показывает анализ, во многих случаях служба скорой медицинской помощи выполняет несвойственные ей функции, подменяя обязанности амбулаторно-поликлинической службы по оказанию помощи на дому и транспортировке больных. Значительное количество выездов бригад скорой медицинской помощи к потерпевшим, на место происшествий выполняется несвоевременно.
Крайне неэффективно используются специализированные врачебные бригады, простаивающие большую часть времени или выполняющие непрофильные вызовы. Положение усугубляется нарастающими в условиях финансового дефицита проблемами оснащения службы санитарным автотранспортом, современными средствами связи, обеспечения лекарствами и медицинским оборудованием.
Произошла грубая деформация работы скорой помощи. Бригады выполняют несвойственные им функции: снятие ЭКГ, инъекции, в том числе онкологическим больным, по назначению врачей поликлиник, лечение больных с острыми простудными заболеваниями, обострением хронических заболеваний. В то же время нагрузка участковых врачей по оказанию помощи больным на дому остается в целом по городу недостаточной.
Целью исследования явилось проведение сравнительного изучения результатов внедрения координационно-диспетчерской службы (КДС).
Материал и методы исследования. Для сравнительной оценки деятель-ности службы экстренной медицинской помощи (СЭМП) использовались следующие параметры: повторные вызова, госпитализация больных в стационар, время пребывание бригад скорой медицинской помощи (СМП) в приемный покое. Сравнительный анализ проводился между 1999-2000, 2001, 2002 и 2003 годами. При оценки работы скорой помощи показатели за период 1999-2000, 2001 и 2002 гг. характеризовали работы СМП при Самаркандском филиале Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи (СФРНЦЭМП) до создания КДС, а 2003 г. период деятельности новой службы КДС.
Результаты исследования. За 4 года функционирования СМП выявлена тенденция снижения общего количество вызовов от населения города Самарканда и Самаркандской области. Если общее количество вызовов за период 1999-2000 гг. в среднем возьмем за 100 %, то в 2001 году бригадами СМП было обслужено 90 % вызовов, 2001 году – 86 % и в 2003 году уже 79 %. Такое снижение, особенно с самим низким значением в 2003 году объясняется не только естественной миграцией населения г. Самарканда и низкой обращаемостью в службу «03», но и созданием КДС на базе СФРНЦЭМП, задачами которого является прием, анализ и дифференцировка всех вызовов, отсеивание некорректных ложных вызовов, вызовов к хроническим больным и тд.
Часто в работе СМП наблюдаются повторные вызова, которые бывают из-за недостаточного, в лечебно-профилактическом отношении обслуживания больного, т.е не соблюдения стандартов действия при оказании первой медицинской помощи; вызовов к хроническим больным; при вызове линейными бригадами на себя кардиологических бригад для снятия ЭКГ и тд. Организационно-методическая работа КДС привела к тому, что количество повторных вызовов к больным уменьшились (составивший 0,9 % от общего количества вызовов). Для сравнения в 1999-2000 гг. количество повторных вызовов увеличилось в среднем в 1,8 раза по сравнению с 2003 годом, 2001 году – 2,2 раза и 2002 году - 1,5 раза (диаграмма 1).
Диаграмма 1

Немаловажное значение в деятельности СМП имеет количество госпитализации больных в стационар. До открытия в 1999 году СФРНЦЭМП госпитализцией больных отсуществляли в городе Самарканде: Горбольница №1, Областная больница, Республиканская больница, клиника СамМИ № 2 и Гормедобъединение № 4. После открытия СФРНЦЭМП большинство экстренных больных стали привозить в ЦЭМП, где были концентрированы необходимые специалисты по оказанию неотложной специализированной помощи. Если госпитализация больных в ЦЭМП 1999-2000 гг. составили среднем 14 % от общего количество вызовов, то в последуюшие годы количество их нарастало (в 2001 г.-18,2 %, в 2002 г. – 20 % от общего количества вызовов). Благодаря созданию КДС увеличилась госпитализация больных в стационар, которая была самой высокой по сравнению с предыдущими годами и составила 29,7 % (дигарамма 2).
Диаграмма 2

Когда бригадами СМП осуществляется госпитализация больных в стационар СФРНЦЭМП большое значение имеет время пребывания линейных и специализированных бригад СМП в приемном покое ЦЭМП, так как насколько дольше будут пребывать СМП в приемном покое, настолько больше будут опоздания на другие вызовы и меньше будут обслуживаться последующие вызова.
В 2001 году врачи скорой помощи пребывали в приемном покое для госпитализации больного в среднем до 30 минут, а в 2002 году 20 минут. Это связано с тем, что им приходилось ждать осмотра больного нужным специалистом (терапевтом, нейрохирургом, педиатром, травматологом и т.д.) для постановки окончательного диагноза, а в некоторых случаях больного обратно отвозили домой. Благодаря организации КДС в 2003 году время пребывания бригад СМП в приемный покой стационара сокращено до 5 минут.
Таким образом, организация КДС повысило качество работы СМП по всем вышеперечисленным основным показателям, т.е уменьшились количество повторных вызовов, время пребывания бригад СМП в приемном покое ЦЭМП и увеличились госпитализация экстренных больных.

11.03.2004

Смотрите также:
Остеопороз и бронхиальная астма,   Доводы рассудка,   Сколиоз,   Статины. Применение и перспективы,   Современный взгляд на рекомендации по антибиотикопрофилактике инфекционного эндокардита
Интересные факты:
Второе пришествие Йохимбина: мифы и реальность
С конца XIX века Йохимбин Шпигеля многие медики стали применять для лечения нарушений эрекции, а в начале ХХ отмечался настоящий йохимбиновый бум. Мир впервые узнал о существовании препарата, способного эффективно бороться с главным мужским кошмаром – опасностью перестать быть мужчиной в изначальном смысле.
"Перед зеркалом"
- Блондинка, брюнетка, шатенка… Самый простой способ приобрести новый облик и улучшить настроение – изменить цвет волос. Краски последнего поколения приносят шевелюре больше пользы, чем вреда.
Дергайте за ниточки. Как управлять другими?
Почему опытный продавец, не зная даже имен своих покупателей, одному скажет: "Это только для вас, ведь вы наш почетный клиент!" (комплекс чувства превосходства), а другому намекнет: "Наверное, такая модель вам не по карману…" (читай: слабо?!) – и оба немедленно достанут кошельки? Потому что разным психотипам нужно по-разному щекотать ахиллесовы пятки...
Системно-информационное представление о характере ошибок в диагнозе острого аппендицита
Ю.К. Уметалиев Национальный хирургический центр, Бишкек, Кыргызстан Соблюдая принципы и требования рандомизированных исследований, мы обратились к данным некоторых хирургических учреждений в Кыргызстане. При этом отобрали нужное количество историй болезней больных с осложненным острым аппендицитом из расчета 5% от общего числа больных с осложненным острым аппендицитом, госпит
Как избежать осложнений
Если хорошо не вылечить простудные заболевания, вас подстережет другаяопасность: осложнения. Как их предотвратить?

 


© 2005-2017 www.medband.ru, написать письмо
Результаты внедрения координационно-диспетчерской службы в систему неотложной медицинской помощи
Медицина от А до Я. Заболевания. Симптомы.
Rambler's Top100