Яндекс.Метрика
 

   
Главная >> Медицинские статьи >> Психиатрия

Холистическое нейросоматическое сознание, как метод психотерапии различных психологических, психосоматических и телесных расстройств и заболеваний

С. Соколовский, А. Коноков
Кафедра психологии ПФ РГСУ. Пятигорск, Кирова 26, тел 33-27-27
[email protected]

Холистическое нейросоматическое сознание своего тела – это осознание всех происходящих в нем процессов начиная от ощущения и восприятия и заканчивая осознанием обменных процессов происходящих на тканевом уровне. Это - эффективный способ оздоровления от соматических недугов, психосоматических и психологических проблем различного генеза и формы протекания. Теория метода основана на восьмиконтурной теории Тимоти Лири, а практика - на множестве религиозных учений.

Человек получает от окружающего его мира множество сигналов, но лишь малая их часть доходит до нашего сознания. Большая же их часть остаётся неосознанной. От интеро - и проприорецепторов наш мозг так же постоянно, получает сигналы о состоянии организма. Однако процент осознания этих раздражений ещё меньше чем от экстерорецепторов. В обычном состоянии сознания мы не способны руководить процессами, протекающими в теле.

Однако, развивая своё сознание, практикуя йогические и медитативные техники, используя достижения современной медицины и психологии, человек вполне способен осознать все приходящие к нему сигналы. Это происходит при достижении холистического нейросоматического сознания по Тимоти Лири.

Холистическое осознание выражается в контроле над всеми психологическими и физическими процессами, происходящими в психике человека и его организме.

В этом новом состоянии сознания «красное» и «зеленое» воспринимаются как зоны пульсирующей световой энергии, меняющейся по интенсивности, волновой частоте и продолжительности. Глаз «не видит объекты», а регистрирует непосредственный чувственный опыт, не прерываемый деятель­ностью. Интенсивность ощущений чрезвычайно возрастает, фокус внима­ния обнажается, а сигнал теряет форму, превращаясь в сложный энергетический узор. Это форма восприятия мастеров дзэн-буд­дизма. (1)

Феномены «исцеления верой», «регенерации», «омоложе­ния», блаженства, телесного экстаза и восторга есть выражение пребывания человека в холистическом сознании.

Эти явления называ­ют «психосоматическими». Так же их можно называть нейросоматическими. Холистическое сознание привязано к коре правого полушария и нейрологически связано с лимбической системой. Очень легко определить, было ли успешно активизировано холистическое сознание. Как часто человек посещает врачей? Если человек «сияет», а не выглядит серым, если он скорее энергичен, чем малоподвижен, если в нем есть «искра» - и если он практически никогда не посещает доктора — он овладел нейросоматическим контуром. Нейросоматическое сознание снимает проблему «физических» заболеваний, самых различных зависимостей, патологического развития эмоционально-аффективной и интеллектуальной сфер, чувства вины и множество других медицинских и психологических расстройств. (2).

Степень зависимости спектра «болезнь—здоровье» от по­нятий «создаваемое наблюдателем» и «самоосуществляющееся ожидание», выражающих холистическое сознание, наиболее отчетливо проявляется в исследованиях эффективности плацебо. Чуть больше, чем в половине случаев, вера пациента в то, что он получил обезболивающее, производит такой же эффект, как если бы он, в самом деле, его получил. Между отделами головного мозга, а также между голов­ным мозгом и остальными системами организма существует связь, эти «негативные установки» могут быть легко преобра­зованы в биохимические рефлексы организма в целом. В част­ности, «установочные» рефлексы коры головного мозга преоб­разовываются в нейрохимические и гормональные процессы, проходя через гипоталамус, отвечающий за многие процессы в ор­ганизме, включая иммунные реакции. Те, кто отличается высокой степенью подозрительности, цинизма и недружелюбия, умирают раньше остальных; высокий уровень смертности среди тех, кто имеет сцена­рий Неудачника, не зависит от возраста, пола, предыду­щего состояния здоровья, рациона и даже «вредных при­вычек» (те, кто курит и воспринимает это оптимистически, живут дольше, чем те, кто курит и беспокоится об этом.); уровень смертности среди тех, кому свойственна высокая степень враждебности по отношению к другим людям, в шесть раз выше, чем в остальных группах – все это проявление закономерности не осознания своих психических процессов и их влияний на тело (3).

Психика и тело связаны между собой. Соотношение психического и физического в жизнедеятельности человека определяется принципом психофизического единства определённым С.Л. Рубинштейном. Исходя из этого принципа, ведущим является психическое (развитие образа жизни по Рубинштейну)(4).

Функция определяет строение. Психическое влияет на физическое.

Показано что, работая с какой-либо психической функцией, мы стимулируем развитие той части мозга, которой она соответствует. (5)

Это значит, что определённым образом, путём воспитания и самовоспитания, применяя различные психологические приёмы и техники, человек способен изменить жизнь своего тела. Перестроив своё сознание в соответствии с нейросоматическими принципами, он может изменить акценты функционирования своего мозга, а, следовательно, и работу всего организма.

Как уже было сказано, практика холистического осознания, применима к широчайшему спектру проблем и расстройств: «физических» заболеваний, самых различных зависимостей, патологического развития эмоционально-аффективной и интеллектуальной сфер, чувства вины и т. д.

Методами, которые позволяют достичь подобного состояния сознания, являются:

1) пранаяма

2) классическая, йогическая, или буддистская медитации направленная на перестройку сознания, а также их эквиваленты в других религиях

3) Состояние концентрации или сосредоточенности (mindfulness) по Фабризио Дидонна (6).

3) АСМ – прикладная креативная медитация, как переработка классической медитации в соответствии с достижениями современной медицины и психологии(7).

4) тантра-йога.

Нейросоматического сознания можно достичь при помощи йогической дыхательной практики — пранаямы. Пранаяма замечательно подходит для успокоения эмоций и аппетитов. В частности, с ее помощью легко устраняются проб­лемы пищеварения. Она очищает как тело, так и сознание. Пранаяма снимает все формы депрессии и облегчает глубокое горе, смяг­чает гнев и избавляет от обид; она благотворно действует на здоровье, и часто вылечивает даже серьезные заболевания. Индусы, мастера пранаямы, заявляют, что с ее помощью мож­но также достичь нечувствительности ко всем видам боли и самадхи («союза с Богом»), научиться левитировать и т. д. Пранаяма создает нейросоматическое «включе­ние»: сенсорное обогащение, чувственное блаженство, радость восприятия и общий расторможенный гедонический «кайф». Подобные эффекты вызываются добровольной изоляцией в ре­зервуаре Лири. Продолжительная сексуальная игра без оргазма всегда за­пускает нейросоматическое сознание (тантра-йога) (8).

С помощью пранаямы человек получает контроль над телом.

Йоги способны остановить биение сердца с помощью пранаямы. Этот факт удалось научно за­регистрировать путем одновременной записи показаний пневмографа и кардиографа. (9).

На востоке контроль над нейросоматическим контуром известен как дхьяна, чань или дзэн. Этот контроль представляет собой медитацию. Для достижения холистического сознания, можно меди тировать на своё тело, свои ощущения, на процессы происходящие в теле и сознании. Можно концентрироваться на положительных эмоциях и чувствах.

Териэл Ахмедов предлагает методики лечебной цветомедитациии при соматических расстройствах, медитации на собственном теле. (10).

Прикладная креативная медитация, разработанная С.Соколовским также оказывается эффективным методом. Эта медитация предлагает изменение физических процессов на самом раннем этапе их возникновения, концентрацию на ощущениях. (7).

Чтобы тело перестало восприниматься как пластмассовая игрушка, эффективно практиковать эротическое, чувственное и любовное слияние. Для этого возможно использование практик тантра-йоги, в которой считается, что именно из этого слияния начинается поиск высшего самоосознания тела и психики(8).

Использовать данные методики желательно в комплексе в соответствии с правилами и принципами их проведения.

Упражнения, разработанные Тимоти Лири для достижения Холистического нейросоматического сознания (имеют скорее общепсихологическое, чем терапевтическое значение и могут использоваться, как дополнение к уже перечисленным методам):

1. Подберите наилучший стимулятор для каждого из ваших органов чувств: глаз, носа, рта, кожи, ушей, и ста­райтесь чаще комбинировать их воздействие.

2. Представьте себе жизнь, когда любое удовольствие дозволено и доступно.

3. Решите стать «художником жизни», который орга­низует свое окружение таким образом, чтобы все его чувства постоянно были в восхищении.

4. Посчитайте, какая часть вашей жизни тратится на скучную деятельность, и начните широкомасштабную кампанию по снижению вашего индекса скуки.

5. Воспринимать мир как самоуверенный, разумный хозяин собственного тела.

6. Практиковать дисциплинированное управление различными органами тела.

7. Любить красоту и точность своего тела.

8. Провести 72 часа подряд со своей возлюбленной (возлюбленным), ни на минуту не упуская друг друга из вида(11).

Большое значение в использовании этих методик имеет состояние психического и физического здоровья терапевта. Здесь необходимо следовать принципу «прежде излечи себя».

Постоянное пребывание человека в холистическом сознании может быть только при продолжительной практики одной из йогических, тантрических или подобных наук. В этом случае необходимо длительное комплексное использование таких практик как асан, пранаямы, медитации, АСМ, тантры и др. Тогда, происходят кардинальные изменения в психике и пребывание в холистическом сознании становится для человека привычным. При продолжении практики человек попадает в другое состояние сознания, известное в теории Тимоти Лири как контур метапрограмирования, где становятся подконтрольны сознанию человека все программы, определяющие нашу психику, сознание, жизнь. В этом случае человек учится использовать вместо слов и мыслей многоуровневые средства взаимодействия, чтобы раскрыть весь потенциал межперсонального слияния.

Цель этих приемов - сдвиги сознания, и временная активация этого контура.

Следует хорошо помнить, что достаточно часто никакие позитивные закрепления в клинической практике, и когнитивной - поведенческой медицине, не могут изменить импринтированную модель мышления, установленную нервную программу. При включении контура наслаждения, эти противоречия автоматически исчезают.

Слова и мысли - это усвоенные в процессе обучения неуклюжие и медленные мысленные реакции. На нейрологическом уровне человек должен научиться использовать вместо слов и мыслей многоуровневые, мультимодальные, средства взаимодействия, для освоения колоссального потенциала внутренних ресурсов, как это предложено в АСМ (7).

Чтобы тело не превратилось в пластмассовую игрушку, с электрическим заводом, управляемую кукловодом, т.е. низшим контуром, необходимо эротическое чувственное, любовное, слияние, как это выражено в любовной медитации суфиев (Омар Хаям, Джалал Ад Дин Руми (12). Только отсюда может начаться утверждение высшего сознания. Это- медитация на самом себе, на ярком, любовном клинически позитивном обюразе, сформированнгым клиническим психологом (7).

Это- блаженно-соматический уровень, куда мы попадаем в реальность гармонии, красоты, и физического наслаждения.Это- чувственное, соматическое любовное слияние.

По всей видимости, знание клиентом принципов подобной терапии имеет очень большое значение для её эффективности, поэтому, кроме всего прочего холистическая терапия должна сопровождаться просвещением человека в областях психологии, медицины и других гуманитарных наук.

Литература:

(1) Тимоти Лири. Семь языков бога. Перевод с англ. – К.: «Янус», - М.: «Пере свет», 2001. – 224 с.

(2) Роберт Антон Уилсон. Психология эволюции. – СПб.: ООО «Экслибрис», 2002, 304 с.

(3) Роберт Антон Уилсон. Квантовая психология. Перевод с англ. – К.: «Janus books», 1998, С.- Пт.: ООО «Экслибрис», 2002, - 224 с.

(4) С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии – ПСб.: Питер, 2002. – 720 с. – (Серия «Мастера психологии»).

(5) Голдберг Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация / Перевод с англ. Д. Бугакова. – М.: Смысл, 2003. – 335 с.

(6) Didonna F. Mindfulness based cognitive therapy for depression, anxiety disorders and borderline personality disorders. – Cognitive Behavior therapy: The art of integrative science. Pre-Congress Mini Workshop. Abstract book. P.18.

(7). S.R. Sokolovsky. Method of Applied Creative Meditation. Published 26.10.2005.
http://www.medlinks.rurticle.php?sid=22750

(8) С.Н. Коваль, Ю.Е. Холин. Секреты тантра-йоги. / Серия «Путь мастера» - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 416 с.

(9). Андре Ван Лисбет. Пранаяма: путь к тайнам йоги. / Перевод с исп. – «Экслибрис», 2003, - 256 с.

(10). Ахмедов, Т.И. Медитация: Путь к себе / Териэл Ахмедов. – М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. – 254, с. – (Библиотека практической психологии).

(11) Тимоти Лири. История Будущего / Перевод с англ. – К.: «Янус», 2001. – 304 с.

(12).Jalal ad-Din Rumi. Treasury of Reminiscences. Sufi Poetry. Translation from English. The second revised edition. Moscow: Sophia, Helios, 2002, p.20.

Опубликовано с согласия авторов
8.12.05.

10.12.2005

Смотрите также:
Вертебрально-базилярная недостаточность,   Соотношение хаоса и порядка в биологических системах. Обзор литературы,   Современные подходы к фармакотерапии послеоперационной боли с применением синтетических,   Иммунодепрессивное влияние предоперационной химиолучевой терапии у больных раком молочной железы,   Синдром 'сухого глаза' у больных с климактерическим синдромом, получающих b-адреноблокаторы
Интересные факты:
Аллергическая реакция на осиный (пчелиный) яд
· Настой корня Солодки голой (аптечный препарат): 1 столовую ложку корня Солодки залить в термосе стаканом кипятка. Настоять 5 часов. Пить по 1 столовой ложке 3 раза в день, до еды. Курс 5 недель. Перерыв 2 месяца и снова курс - 5 недель. При артериальной гипертонии препараты Солодки принимать не следует.
Использование психодинамического best-теста и психопунктуры в традиционной медицине
Шумов И. В. Консультативный отдел Омского диагностического центра Врач традиционной медицины, действительный член Всемирной ассоциации китайской медицины (WACM), Канадской академии китайской медицины (CACTHS), Международной академии авторов научных открытий и изобретений (МААНОИ).
Как стать классной женщиной
Классные женщины - украшение любого общества; именно они находят выход из безвыходных ситуаций (причем быстро и элегантно), всегда задают правильный тон - и на совещании, и в светской беседе, и могут превратить унылую вечеринку в праздник, а зашедшие в тупик деловые переговоры оживить неожиданным предложением.
Опыт применения аппаратного лечения остеохондроза позвоночника и его осложнений
Научный руководитель академик ААМН Зограбян С.Г., Директор центра Арутюнян Р.Р., Врач скенар - терапевт Испирян К. . Г
Способ измерения показателей биологической гармоничности и их практическое применение в конституциональном прогнозе артериальной гипертензии у детей
В.М. Писарик, И.В. Писарик г. Минск

Показатель гармоничности – это мера близости значения фенотипического индекса к ближайшей гармонической константе. Под фенотипическим индексом понимается арифметическое отношение значений двух коррелирующих количественных фенотипических признаков [4].



 


© 2005-2017 www.medband.ru, написать письмо
Холистическое нейросоматическое сознание, как метод психотерапии различных психологических, психосоматических и телесных расстройств и заболеваний
Медицина от А до Я. Заболевания. Симптомы.
Rambler's Top100