Яндекс.Метрика
 

   
Главная >> Медицинские статьи >> Педиатрия

Физическое воспитание детей второго года жизни

Часть 2: Физическое воспитание детей второго года жизни

Г. Е. Егоров, Г. П. Белохвостова. В. И. Басакова, Т. Н. Зайцева
Новокузнецкий городской врачебно-физкультурный диспансер,
Кафедра лечебной физкультуры, физиотерапии и курортологии Новокузнецкого ГИДУВа
После года детей приучают к групповым занятиям. Группы состоят из 6-8 человек, длительность занятий в пределах 10-12 минут. С 1 года до 1,5 лет детей обучают ходить в прямом направлении по дорожке, доске; подниматься по наклонной доске, приподнятой одним концом от пола на 10-15 см (ширина 25 см, длиной 1,5-2 м); всходить на ящик высотой 10 см; перешагивать через веревку, палку, приподнятую над полом на 5-10 см или лежащую на полу. Лазить, подползать, влезать на стремянку высотой в 1 м чередующимся и приставным шагом. Бросать мячи.
Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года до 1 г. 2 мес.
1. Ходьба «стайкой» за воспитательницей до 1 мин.
2. Ходьба к цели, к яркой игрушке по дорожке 2 раза.
3. Перешагивание через палку, лежащую на полу 2-3 раза.
4. Восхождение на ящик высотой 5-10 см — 2 раза.
5. Подползание под веревку — 2 раза.
6. Катание большого мяча 2-3 раза.
7. Ходьба «стайкой» до I мин.

Упражнения, рекомендуемые для детей в возрасте от 1 года до 1 г. 2 месецев
а) упражнения для рук, плечевого пояса и в бросании.
1. Бросание большого мяча. Побудить ребенка бросать мяч 2-мя руками. Бросание вниз большого мяча из положения стоя (по просьбе сестры), ребенок бросает вниз большой мяч, который держит обеими руками. Повт. 2-3 раза.
2. Бросание малых мячей в даль в положении стоя.
3. Катание большого мяча в заднем направлении (сестра сажает 2-4 детей на коврик, сама садится напротив них на расстоянии 40-50 см и катает большой мяч по очереди каждому ребенку. При этом она называет детей по имени и говорит «лови мяч и кати ко мне»). Повт. 2-3 раза.
4. Раскачивание большого мяча, находящегося в висячей сетке (сестра усаживает вокруг мяча 2-4 детей. По просьбе «толкни мяч» каждый ребенок по очереди отталкивает мяч обеими руками). Повт. 2-3 раза.
5. Толкание и катание большого мяча в определенном направлении в положении сидя на полу.
б) упражнения для туловища и в лазаний.
1. Перелезание на четвереньках через бревно (сестра сажает 3-4 детей по одну сторону бревна, с другой стороны кладет яркие игрушки и просит детей перелезть через бревно, взять игрушки и принести ей.) Повт. 2-3 раза.
2. Подползание под столик или полку с последующим выпрямлением туловища. (Дети становятся па четвереньках и ползут за игрушкой под столик или палку, приподнятую на высоту 30-35 см. от пола. Затем игрушку кладут на табурет высотой 45 см, и ребенок встает, чтобы взять ее). Повтор. 2-3 раза.
З.Проползание через 1-2 обруча с последующим выпрямлением туловища (на полу 1-2 обруча. В поле зрения ребенка кладут на пол яркую игрушку н ребенок ползет к ней через обручи. Потом игрушку кладут на табурет высотой 45 см. на расстонии 1-2 м от обруча и ребенок встает, чтобы взять ее). Повтор. 2-3 раза.
4. Лазание по приставной лесенке. (Дети влезают приставным шагом на 3-4 перекладины. На первых порах сестра помогает детям словесной инструкцией правильно чередовать руку и ногу, а пассивных детей она стимулирует, помещая яркую игрушку у верхней перекладины). Повторить 1-2 раза.
5. Влезание на диван высотой 40 см и слезание с него. (Сестра ставит около дивана опрокинутый вверх дном ящик и побуждает ребенка влезать на диван при помощи этого ящика. Затем помогает ребенку спуститься). Повтор. 2-3 раза.
6. Лазание по лесенке-стремянке высотой 1 м или по приставной лестнице высотой 1 м, прикрепленной крючками к перилам горки. Повторить 2-3 раза.
в) Упражнения для ног
1. Приседание, держась за круглую палку обеими руками (сестра держит за середину палку и подзывает к себе 2-4 детей. Дети становятся по обе стороны от сестры и охватывают палку сверху обеими руками. Сестра говорит «сядем», дети приседают, опуская палку, сестра говорит «встанем», дети вместе с сестрой приподнимаются, поднимая палку). Повторить 2-3 раза.
2. Приседание, держась за обруч обеими руками.
3. Приседание (сестра помогает 2-3 детям стать поудобнее, кладет на пол у ног каждого ребенка одинаковые игрушки и говорит каждому ребенку, называя его но имени: «возьми погремушку и встань». Дети приседают, поднимают игрушку и снова встают). Повторить 2-3 раза.
4. Поднимание выпрямленных ног до палочки из положения лежа на спине (сестра держит палочку на высоте выпрямленных ног ребенка и предлагает ему дотянуться до палочки, ногами: «Достань палочку ногами!). Упражнение выполняется всеми детьми 2-3 раза.
5. Подъем по лесенке горки, сначала слегка держась рукой за перила, а потом не придерживаясь. Повтор. 2-3 раза.
6. Подняться на ящик высотой 10-15 см и сойти с него.
Примечание: 5-6-е упражнения можно использовать и в качестве упражнений для совершенствования равновесия.

Упражнения в ходьбе и равновесии

1. «Возьми игрушку» (первые самостоятельные шаги при стимуляции яркой игрушкой и словесной инструкцией. Сестра стоит впереди ребенка и манит его к себе яркой игрушкой. Ребенок делает 4-8 шагов).
2. Ходьба по мостику. Ребенок ходит по мостику, держась за перила одной рукой или без помощи рук.
3. Свободная ходьба к цели (игрушки на стуле высотой 45 см) на расстоянии 3-6 м.
4. Ходьба в прямом направление на расстояние до 10 м (сестра, стоя против ребенка на расстоянии 10 м, подзывает его к себе. Ребенок проходит это расстояние не останавливаясь).
5. Ходьба при поддержке за палку 2-4 ребенка одновременно0,5-1мин.
6. Ходьба за каталкой и ходьба самостоятельная при стимуляции показом игрушек и речью. 1/2-1 мин.
7. Ходьба по начерченной дорожке в прямом направлении (сестра предлагает ребенку пройти по дорожке и взять игрушку).
8. Ходьба по лежащей на полу дорожке (из клеенки) (сестра подводит ребенка к переднему краю дорожки. У противоположного конца — игрушка).
9. Ходьба по разложенным кубикам с большой опорой. (Взрослый держит ребенка за ручки и помогает ходить по кубикам (10х10х10), наступая на каждый кубик и слезая с него. «Давай походим по кубикам, дети посмотрят, как хорошо ходит Вера»).
Оборудование:
1. Яркий обруч диаметр 50-60 см.
2. Яркие игрушки
3. Табурет высотой 45 см
4. Палка диаметром 2 см, длина 1,5 м
5. Оцилиндрованное бревно из клееного бруса длина 2 м, диаметр 20-25 см. Бревно стесано по верху до ширины площадки 12 см и снизу.
6. Мостик: длина 1,5 м, ширина 40 см. высота перил 45 см.
7. Доска длина 2 м, ширина 25 см, толщина 5 см.
8. Ящик деревянный, длина 50 см, ширина 50 см, высота 10-15 см.
9. Горка с лесенкой и скатом.
10. Лесенка приставная: прикрепленная крючками к перилам горки. Размеры: высота 1 м, ширина 60 см, расстояние между перекладинами 12 см, диаметр перекладины 2 см.
11. Воротцы (дуги) для подползания.
Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте 1г. 3 мес. - до 1г. 6 мес.
1. Ходьба стайкой за сестрой.
2. Отталкивание и раскачивание мяча (мяч 15-20 см, подвешен в сетке на уровне поднятых вверх рук ребенка). «Толкни мяч, толкни еще». Повтор 3-4 раза.
3. Наклоны вперед (сидя на ковре. «Подними кубики высоко, теперь положи их подальше к туфелькам. Сядь прямо, снова подними кубики высоко, а теперь спрячь их за спинку. Где же кубики? Покажи их»). Повтор. 2 раза.
4. Пролезание в обруч. (1-2 обруча поставить на пол по одну сторону ребенок по другую — яркая игрушка. Побудить ребенка пролезть через обручи, взять игрушку, положить на стул) — 2 раза.
5 Ходьба по наклонной доске 2-3 раза.
6. Игра «догони собачку».
7. Ходьба стайкой 1 мин.
Упражнения, рекомендуемые для детей в возрасте от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
а) Упражнения для рук, плечевого пояса и бросания
1. Бросание малых мячей вдаль в положении стоя. Повторить 2-3 раза.
2. Отталкивание и раскачивание («Толкни мяч, толкни сильнее»). Повторить 2-3 раза.
3. Бросание большого мяча вниз из положения стоя (2-3 раза.)
4. Катание большого мяча со ската горки (Сидя на горке, дети по очереди опускают со ската большой мяч). Повторить 2-3 раза.
5. Катание малых мячей с наклонной доски, приподнятой одним концом на высоту 35-40 см от пола. Повторить 2-3 раза.
6. Бросание малых мячей в горизонтально расположенную цель. На пол ставится корзина диаметром 60 см или ящик. Дети, стоя в очерченном на полу кругу на расстоянии 20-30 см от цели, бросают в нее по 2-3 мяча.
7. Отталкивание мяча руками, из положения лежа на животе.
8. Прокатить мяч под веревкой.
9. Катание мяча друг другу.

б) Упражнения для туловища и в лазании
1. Ползание на четвереньках по доске, лежащей на полу. (Сестра подзывает детей и побуждает их проползти по доске). Повторить 2-3 раза.
2. Проползание через 2 обруча с последующим выпрямлением.
3. Подползание под скамейку за игрушкой.
4. Пролезание под гимнастическую скамью.
5. Ползти за «убегающей» веревкой.
6. Переползание через скамейку за игрушкой.
7. Залезать на гимнастическую лесенку с помощью взрослого.
8. Влезать в ящик и вылезти из него.
9. Залезать на горку на четвереньках приставным или чередующимся шагом.
10. Перелезть через предмет — веревку, гимнастическую скамейку.
11. Наклон вперед, сидя на стуле. («Подними мячики высоко, теперь их положи подальше к туфелькам. Сядь прямо, снова подними мячики высоко, а теперь спрячь их за спину. Где же мячики, покажи их?»). Повтор 2-3 раза.

в) Упражнения для ног
1. Приседание и вставание при поддержке за обруч 2-мя руками.
2. Приседание, держась за круглую палку.
3. Поднимание выпрямленных ног до касания палочки из положения лежа на спине.

г) Упражнения в ходьбе и равновесии
1. Ходьба по дорожке из клеенки (сестра подводит ребенка к концу дорожки, у противоположного ее конца кладет яркую игрушку и просит ребенка принести ее). Повторить 2 раза.
2. Ходьба по лежащей на полу доске (по словесной инструкции при стимуляции игрушкой ребенок самостоятельно проходит по доске вперед, поворачивается и идет обратно приставным или чередующимся шагом). Повторить 2-3 раза.
3. Ходьба по наклонной доске.
(Ребенок проходит вверх по доске, поворачивается и идет обратно приставным или чередующимся шагом). Повторить 2 раза.
4. Подняться на ящик и спуститься с него. Повторить 2 раза.
5. Ходьба по горизонтальной ребристой доске (гуськом).
6. Ходьба через предметы (кубики, палки, обручи).
7. Ходьба за мячом.
8. Ходьба вокруг обруча.

Подвижные игры.
1.«Беги ко мне».
2. «Догоню-догоню».
3. «Догоните мяч».
4. «Воробушки».
Детей в возрасте с 1,5 до 2 лет объединяют в группы по 8-10 человек. Их надо учить ходьбе по наклонной плоскости высотой 15-20 см (шириной 20-25 см), всходить на ящик высотой 15 см и сходить с него. Перешагивать через палку, приподнятую на 12-18 см от пола. Лазать, подползать, влезать на стремянку высотой 1,5м. Бросать мячи в горизонтальную цель диаметром 60 см, на расстоянии 60-70 см.

Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1,5 до 2 лет.
1. Ходьба стайкой за воспитательницей.
2. «Птенцы машут крыльями» (побудить ребенка выполнять упражнения словами: «Подними руки в стороны, а теперь помаши ими, как птички крыльями»). Повторить 3-4 раза.
3. Наклон туловища вперед (побудить ребенка, перегибаясь через палку, поднять кегли, словами «возьми кегли и подними их высоко, а теперь положи на пол»). 2-4 раза. ,
4. Перешагивание через палку (высота 12-18 см) побудить ребенка перешагнуть словами: «выше ногу поднимай, не задень палки»). Повторить 2-3 раза.
5. Бросание малых мячей в корзину (расстояние 40-70 см) Повторить 2-3 раза.
6. Ходьба стайкой до 1 минуты.

Упражнения, рекомендуемые для детей в возрасте от 1,5 до 2 лет
а) Упражнения для рук, плечевого пояса и в бросании
1. Игра «Спрячем флажки» — (сидя на стульчиках) поднять высоко вверх и спрятать их под стульчики.) Повторить 3-4 раза.
2. Движения руками с помощью гимнастических палок. Повторить 3-4 раза.
3. «Птицы машут крыльями». Передача мяча друг другу. (Сидя на скамье в один ряд) мяч передают обеими руками рядом сидящему ребенку по коленям. Повторить 2-3 раза.
4. Поднять руки вверх (сидя на скамейке), опустить. Повторить 2-3 раза.
5. Вытянуть руки вперед, опустить (сидя на стульчике).
6. Спрятать руки за спину, положить на колени (сидя на скамейке).
7. Бросить мяч в вертикальную цель — диаметр — 60 см, цель на высоте вытянутых рук ребенка.
8. Скатывать большие мячи со ската.
9. Бросать одной рукой (и правой и левой) маленькие мячи в горизонтальную цель — диаметр корзины 60 см, находящуюся на уровне груди на расстоянии 50-70 см.
10. Катание большого мяча по направлению друг к другу.
11. Прокатить мяч под веревкой или палкой.
б) Упражнения для туловища и в лазаний
1. Поднимание выпрямленных ног до гимнастической палки, лежа на коврике.
2. Наклоны туловища вперед (возьми кегли и подними их высоко, а теперь положи на пол). Повтор. 3 раза.
3. Присаживание (лежа на спине на полу. Присаживание, держась за палку). Повторить 2-4 раза.
4. Игра «Спрячем кубики». (Сидя на коврике — наклон туловища вперед и выпрямление). Повторить 3-4 раза. Дети сидят полукругом на коврике, сестра раздает по 2 кубика. «У всех есть кубики? Покажите мне, поднимите их. А теперь их положите подальше к туфелькам» (И т. д.).
5.Подползание под доску (палку, веревку), приподнятую от пола на высоту 25-ЗОсм. с последующим выпрямлением туловища. Повторить 3-4 раза.
6. Подлезание под скамью на четвереньках.
7. Лазание по лесенке — стремянке высотой 2,5 м.
8. Перелезание через бревно из положения сидя. Сестра подзывает к бревну всю группу детей и предлагает им перелезть через него кто как может, взять на полу мячи и положить их в ящик. Дети перелезают через бревно, опираясь руками и перекидывая ноги (и обратно).
9. Игра «Маленькие и большие».
Подползание под палку, веревку с последующим выпрямлением. Наклон туловища вперед, перегибаясь через палку или веревку. Сестра укрепляет на стойках круглую палку на уровне тазобедренного сустава ребенка (40-45 см от пола). На пол кидает по 2 игрушки (кегли) для каждого ребенка, подзывает детей и предлагает им перегнуться через палку и взять с пола игрушки. — «А теперь поднимите их высоко, высоко». Повторить 2 раза.
10. Залезать на гимнастическую лесенку с помощью взрослого.
11. Влезть в ящик и вылезти из него.
12. Перелезть через предмет — веревку, гимнастическую скамейку.
13. Ползание по гимнастической скамейке.
14. Вползание в обруч или обручи.
15. Переползти на четвереньках между двумя параллельно положенными веревками.
16. Ползание на четвереньках вокруг обруча.
17. Ползти за «убегающей» веревкой.
18. Встать на скамейку и сойти.
в) Упражнения для ног
1. Приседание, держась за спинку детского стульчика «Спрячемся за стульчиками, чтобы нас никто не «увидел». Дети, где вы? Встаньте, покажитесь» —дети встают. Повторить 2-3 раза.
2. Приседание, держась за круглую палку. Сесть и лечь, держась за палку. Сестра держит за середину круглую палку длиной 1,5-2 м, дети становятся по обе стороны от сестры и обхватывают обеими руками сверху палку. Сестра говорит: «Сядем», дети все вместе садятся на коврике, не выпуская из рук палки, при слове «ляжем», дети все вместе, держась за палку, ложатся. Повторить 3-4 раза.
3.Перешагивание через палку или веревку. (2-3 детей одновременно подходят к палке и перешагивают через нее, затем повертываются и перешагивают обратно). Повторить 3 раза.
4. Приседание, держась за гимнастическую палку. Повторить 3 раза.
5. Перешагивание через ряд препятствий. Повторить 3 раза.
6. Восхождение на ящик высотой 15 см.
7. Приседание из положения стоя в паре с палочками или кольцами в руках.
8. Подъем на скамейку.
г) Упражнения в ходьбе и равновесии
1. Ходьба «стайкой» за сестрой.
2. Ходьба по наклонной доске (один конец доски приподнят на высоту 20-25 см. Ребенок проходит по доске вверх, дойдя до конца доски, поворачивается и идет вниз приставным или чередующимся шагом). Пов. 2-3 раза.
3. Ходьба по ребристой доске.
4. Ходьба с поднятыми в стороны руками по наклонной доске.
5. Игра «Догони собачку» — повышение эмоционального тонуса и общее физиологическое воздействие на весь организм.
6. Перешагивание через палку или веревку, расположенную горизонтально, на высоте 12-18 см.
7. Ходьба по «кирпичикам» (деревянным брускам). На пол кладут 6 «кирпичей» на расстоянии 8-10 см один от другого в виде дорожки. Дети друг за другом шагают по «кирпичам» приставным или чередующимся шагом. Повторить 1-2 раза.
8. Ходьба по начерченной на полу дорожке. На полу чертится дорожка длиной 2 м и шириной 40 см. Дети «гуськом» проходят по ней, не наступая на черту. Повторить 2-3 раза.

Подвижные игры.
«Догони мяч», «Поднимай выше ноги», «Принеси игрушку», «Передай мяч», «Скати с горки», «Догони собачку», «Бегите ко мне», «Доползи до погремушки», «Кто дальше?» «Маленькие и большие», «Ловля бабочки», «Паровоз», «Мишка» и др.
Оборудование.
1. Клеенка: длина 2 м, ширина 20 см.
2. Доска, длина 2 м, ширина 20 см, толщина 5 см.
3. Ящик деревянный, длина 50, ширина 50, высота 50 см.
4. Обруч: диаметр 50-60 см.
5. Корзина: диаметр 60-40 см.
6. Мячи резиновые: диаметр от 6 до 25 см.
7. Ребристая доска. Состоит из 2-х досок длиной 1,5м и шириной 15 см. Эти доски соединены по длинному ребру при помощи петель, их можно установить под углом друг к другу и закрепить в этом положении при помощи крючьев. К верхней поверхности каждой доски прибиты поперечные закругленные сверху перекладины толщиной 1,5 см. Расстояние между перекладинами 2,5 см.

03.08.2006

Смотрите также:
Рак молочной железы,   Вегетососудистая дистония: болезнь или фантом?,   Отомикозы в детском возрасте,   Почему после секса мужчины засыпают?,   Некариозные поражения. Компьютерный некроз. Лечение и профилактика стоматологических заболеваний
Интересные факты:
Способ костной пластики ложного сустава шейки бедра
К.м.н., В.Г. Федоров, д.м.н., В.М. Соловьев Лечение ложного сустава шейки бедренной кости (ЛСШБК), как последствия перелома шейки бедра, является важным разделом ортопедии. Среди пациентов травматологических отделений удельный вес формирования ЛСШБК составляет от 19,2% до 60%.
Замедление атеросклеротического процесса на фоне применения антагониста кальция третьего поколения – лацидипина
Подготовлено на основании следующих материалов: Zanchetti A., Bond M.G., Hennig M. et al. The calcium antagonist lacidipine slows down progression of asymptomatic carotid atherosclerosis. Principal results of the European lacidipine study on atherosclerosis (ELSA), a randomized double-blind long-term trial.
Реноваскулярная артериальная гипертония: диагностика и лечение
К.м.н. Е.В. Сорокин Профессор Ю.А. Карпов Институт кардиологии имени А.Л. Мясникова РКНПК МЗ РФ, Москва
"Королевское страдание"
Булимия — это психическая болезнь, которая проявляется в виде приступов неконтролируемого обжорства с последующей рвотой, приемом слабительных или мочегонных средств, с голоданием или жесточайшими физическими нагрузками, которые помогают освободиться от съеденного. Приступы булимии провоцируются сильным нервным напряжением, страхом, волнением, тоской и сопровождаются идеями самообвинения: «Какая
Роль Диферелина в гормональной терапии диссеминированного рака предстательной железы
Б.В. Бухаркин Во многих странах мира рак предстательной железы (РПЖ) входит в число наиболее часто встречаемых онкологических заболеваний у мужчин. Эпидемиологические исследования РПЖ выявили существенные различия в заболеваемости среди различных популяций. За последние 10 лет заболеваемость РПЖ во многих странах увеличилась в 2 раза. Самая высокая заболеваемость отмечена в США среди аф

 


© 2005-2017 www.medband.ru, написать письмо
Физическое воспитание детей второго года жизни
Медицина от А до Я. Заболевания. Симптомы.
Rambler's Top100