Яндекс.Метрика
 

   
Главная >> Медицинские статьи >> Педиатрия

Сказки вместо указки

Способность наделять предметы и явления сверхъестественными качествами, искренне верить в одушевленность неживой природы – характерная черта детской психики. Для ребенка значимые предметы и природные явления – живые, то есть существа, наделенные душой и пониманием. Таким ребенок воспринимает мир, познает его особенности, живет в нем.
Через игры ребенок учится и развивается. Игры со сверстниками и взрослыми позволяют приобрести необходимые навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Ролевые игры («дочки-матери», «магазин») способствуют усвоению социальных ролей. Игры с самим собой развивают ощущения и внутренний мир ребенка. Но любая игра носит элементы сказочности, где многое зависит от силы воображения. Фантазия и воображение – неотъемлемые составляющие восприятия ребенка.
Начальную информацию об окружающей действительности ребенок получает, взаимодействуя со взрослыми, в частности – родителями. Но сказка приближает ребенка к этому миру наиболее простым и доступным путем.
И в начале третьего тысячелетия справедливы слова Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек, добру молодцу урок». Действительно, в каждой сказке есть жизненный урок, сказка иносказательна и метафорична, полна чудес и неожиданностей, а это так близко мироощущению ребенка. Пример тому небывалый успех во всем мире сказки нашего времени – Гарри Поттер. Дружба, преодоление трудностей, учеба, борьба со злом, терпение, отвага, соревнования – все есть в этой замечательной истории, рассказанной детям и взрослым.
Посредством сказки дети быстрее и с большим интересом усваивают нормы, правила, традиции, предостережения, положительный стиль поведения. Например, в Сказке о сестрице Аленушке и братце Иванушке отражены такие воспитательные моменты, как «слушайся старших», «воду из незнакомых водоемов пить нельзя». Сказки «Морозко» и «Крошечка-хаврошечка» указывают на ценность вежливости, доброго отношения к людям, трудолюбия, уважения к старшим.
На протяжении всей жизни мы склонны верить, что добро побеждает зло, а несправедливость будет наказана. Эту надежду мы впитали еще в детстве, когда слушали сказки. Ведь этот принцип является их основным постулатом. Мамы часто защищают своих детей предупреждением типа «не разговаривай с незнакомыми взрослыми», тому же учит ребенка и Сказка о Красной Шапочке.
Если вы можете, попробуйте сочинить для ребенка сказку с той моралью, которую хотите донести до вашего малыша. Расскажите малышу историю, в которой главный герой сначала поступал неправильно и поэтому попадал в опасные ситуации, но позже его спасли, и с тех пор он поступал по-другому. Сами придумайте сказочный персонаж, проведите его через разные ситуации, в том числе последствия нежелательных поступков, когда герою приходится «платить за свои ошибки», а затем покажите, как после преодоления всех трудностей, он был понят и прощен. Мораль и навык, который вы хотите привить ребенку, выберите сами. Главное, чтобы действие сказки происходило в сказочной атмосфере, в волшебной стране, чтобы у ребенка была возможность самому представить происходящее, дофантазировать.
Ну и, конечно же, нельзя использовать сказку для манипуляции или упрека («вот, Золушка делала это, а ты нет», «ну, ты совсем как Иванушка-дурачок» и т.п.): это только ожесточит и настроит ребенка против вас.
Сказка настолько многогранна и универсальна, что профессиональные детские психологи используют ее в своей работе для решения самых разнообразных проблем. Это называется сказкотерапией. Модели, построенные по законам сказки, которые психолог сочиняет для каждого конкретного случая, для каждого ребенка, называются терапевтической метафорой. С помощью терапевтических метафор ребенок может избавиться от страхов, излишней тревоги, учиться контактировать с людьми, развивать творческие способности, приобретать уверенность в себе, даже улучшить память и освободиться от ревности к родителям после рождения второго ребенка.
Предлагаем вам пример сказки. Наверняка молодые родители могут придумать более интересный вариант.

«Властелин колечка»
В одной мягкой кроватке спал ребенок. Было ему не много, не мало лет. С головы до ног был он укутан в пушистое одеяло, только одна маленькая ладошка выглядывала наружу.
Летела мимо фея, которая любит детей. Умилилась фея, и решила подарить малышу маленькое золотое колечко: на какой пальчик колечко наденешь, тому и счастье. А каждый пальчик отвечает за одну сторону жизни. Указательный – за счастье в дружбе, средний пальчик – за отношения с родителями; безымянный – за счастье в семейной жизни, мизинчик – за таланты, а большой пальчик – за власть над людьми.
Но условие одно: нельзя надеть колечко на все пальчики одновременно.
Проснулся ребенок, вспомнил слова феи, сказанные ему во сне, и не поверил. Глядь, из ладошки выпало колечко и покатилось под кровать. Понял тут малыш, что все правда, достал колечко и стал на все пальчики примерять.
Колечко со всех пальчиков соскальзывает, а на большом сидит.
А большой пальчик за власть над другими людьми отвечает.
Ребенок задумался: как бы ему эту власть применить. А тут как раз бабушка будить его пришла.
– Вставай, родненький внучок, я уже оладушек тебе напекла.
– Не пойду, — кричит ребенок, – оладьи невкусные, хочу с клубничным вареньем.
Побежала бабушка за клубничным вареньем.
Тут мама входит.
– Как, ты еще не встал! – я и так уже на работу опаздываю.
А ребенок ей в ответ:
– В садик я не пойду, хочу много-много игрушек. И все тут.
Побежала мама деньги на игрушки зарабатывать. Да еще папу с собой прихватила.
Вот так целый день: бабушка за вареньем, папа с мамой за игрушками, но ничем угодить ребенку не могут. С ног сбились, устали, повалились спать.
Наигрался ребенок с игрушками, захотел есть, спать, сказку на ночь. Стал будить родителей, а они спят, как убитые, не слышат.
Пришлось ему поесть холодные оладушки, хоть и с клубничным вареньем, и спать лечь. На следующий день все повторилось.
Стало ребенку грустно, снял он колечко и надел на средний пальчик.
А вы ведь помните, что средний пальчик за отношения с родителями отвечает.
И вот опять родители ему сказки на ночь читают, сладкими пирогами угощают, в парк на аттракционы кататься водят. Хорошо и привольно.
Но время шло, старились родители, бабушка. А ребенок, знай себе, на среднем пальчике колечко носит: вырастать не хочет. Друзья по детсаду все уже выросли и играть с ним не хотят. Скучно ему стало и грустно, и колечко средний пальчик давит. Вот и надел его ребенок на указательный пальчик.
А указательный пальчик за счастье в дружбе отвечает.
Оделся он, в школу пошел. Друзей там видимо-невидимо. Ребенок наш умный был, школьную программу быстро догнал и обогнал.
Учится, учится, одну школу закончит – в другую пойдет. И все-то у него спорится, все-то у него ладится. Родители не нарадуются, и друзья есть. Выросли одноклассники, разъехались, стали семьи заводить. Посмотрел на это ребенок и решил тоже семью завести. Вспомнил слова феи. Вот и надел колечко на безымянный пальчик.
А безымянный пальчик за счастье в семейной жизни отвечает.
Появилась в доме помощница. И хорошая, и пригожая. И шьет, как Марья Искусница, и умна, как Василиса Премудрая.
Все хорошо, да только радости в жизни нет. Хочется ему еще чего-то, а чего и сам не поймет. Делами, заботами жена занимается, детишек родители нянчат, друзья на праздники приходят. А ему что? Знай сиди себе, да в окошко смотри. Видит он, что жизнь его лучше, чем у других. Только у тех в душе птицы песни поют, а у него – кошки скребут: мол, не свое ты место занял.
Бросил он тогда волшебное колечко под кровать. И потекла у него жизнь как у всех: с заботами и тревогами.
Вырос ребенок, уважаемым профессором стал, книжку очень умную написал.
Захотелось ему старые бабушкины сказки почитать. Потянулся он к полке за сказками, да и нашел там колечко феи. Подумал, да и надел его на мизинчик.
А вы ведь помните, что мизинчик за таланты отвечает.
И вот стал он талантливым сказочником. Сам сочиняет, сам рисует, да еще музыку сочиняет. Вот так.
Только не подумайте, что историю про колечко от феи он тоже придумал. А не верите, так посмотрите сами на его мизинчик.


О. Горбушина
 
Источник:  журнал "Качество жизни. Профилактика."  № 3 май-июнь 2002    www.profilaktika.ru

22.02.2007

Смотрите также:
Биохимические процессы, лежащие в основе свободнорадикального окисления, механизмы антирадикальной защиты, оценка их эффективности у онкологических больных,   Современные проблемы организации лечения больных со сложными повреждениями таза в Беларуси,   Исследование возможности консервативного лечения желчнокаменной болезни с использованием низкоэнергетического лазера,   Профилактика инсульта - новая область применения статинов,   Нереспираторный цианоз у детей
Интересные факты:
Иммуномодулирующий эффект и эффективность глутоксима в лечении больных с атопическим дерматитом на фоне герпетической инфекции
Сотникова Н.Ю., Кудряшова А.В., Громова О.А., Константинов Е.М., Андрюшкова Ю.А. ФГУ ИвНИИМиД им. В.Н.Городкова Росздрава, Иваново, Россия
Подходы к терапии депрессий в общемедицинской практике
Академик РАМН, профессор А.Б. Смулевич Научный центр психического здоровья РАМН, Москва
Новые эффективные методы лечения грибковых поражений ногтей и волос
О.И. Карпова РГМУ Одной из наиболее актуальных проблем современной дерматологии является грибковое поражение ногтей (онихомикоз). В настоящее время считают, что онихомикозы встречаются у 10–20% населения и среди других заболеваний ногтей составляют около 30%.
Эффективность и безопасность современных анальгетиков
Чл.-корр. РАМН, профессор, главный клинический фармаколог МЗ РФ Ю.Б. Белоусов, С.К. Зырянов, К.Г. Гуревич
Диагностические пробы для выявления болевого синдрома и ограничения подвижности позвоночника
1. Определение болезненности по ходу остистых отростков позвоночника и в паравертебральных точках.

 


© 2005-2017 www.medband.ru, написать письмо
Сказки вместо указки
Медицина от А до Я. Заболевания. Симптомы.
Rambler's Top100