Яндекс.Метрика
 

   
Главная >> Медицинские статьи >> Фармакология и фармация

Общие тенденции отечественного фармрынка

И. Батоева
ЦМИ “Фармэксперт”
Несмотря на все экономические перипетии, сопровождающие российскую экономику, можно говорить о сохранении позитивных общеэкономических тенденций. По официальным данным, рост доходов населения в 2002 г. составил 8,8%, рост ВВП — 4,1-4,3%. В контексте приведенных данных логично предположить развитие благоприятных условий для всего рынка. Однако снижение инвестиционной активности, уменьшение рентабельности во многих отраслях сдерживают развитие экономики. В отношении отечественного фармрынка применимы эти же факторы. К тому же существуют определенные тенденции, обусловленные социальной направленностью отрасли.
Таблица 1. ТОР10 отечественных предприятий по объему производства в 2002 г. PDF-документ, 18КБ >>
Таблица 2. ТОР10 дистрибьютеров-импортеров ЛС по объему импорта в 2002 г.
Таблица 3. ТОР10 дочерних компаний иностранных производителей по объему импорта в 2002 г. PDF-документ, 26КБ >>
Таблица 4. ТОР10 торговых наименований ЛС по объему розничных продаж в 2002 г. PDF-документ, 20КБ >>

По итогам 2002 г. объем фармрынка составил около 3,0 млрд долл. в ценах производителя, причем доля госпитального сектора составила около 20%. В отличие от 2001 г. объем рынка увеличился на 17%. Несмотря на введение НДС с 1 января 2001 г. потребление лекарственных средств не претерпело существенных изменений ввиду низкой эластичности спроса. Однако соотношение ЛС отечественного и зарубежного производства в стоимостном выражении продолжает постепенно смещаться в сторону последних (рис. 1).
Отечественное производство в 2002 г. сохранилось почти на уровне 2001 г., составив 868 млн долл., что несколько ниже показателя 2001 г. (на 3%). Передовыми по объему производства отечественными производителями остаются “ICN Фармасьютикалс”, “Отечественные лекарства”, “Ферейн”, “Акрихин” и т.д. (табл. 1). В отношении ассортиментной политики многие российские предприятия придерживаются производства традиционных для России препаратов, в то же время показательны примеры ведущих производителей, переориентировавших свои мощности на производство современных лекарственных средств.
Импорт медикаментов в 2002 г. составил 1,564 млрд долл., что на 12,8% меньше, чем в 2001 г. (по данным ГТК РФ). Причиной снижения послужило создание товарных запасов в IV квартале 2001 г. в преддверии введения НДС.
Более 60% импортных поставок обеспечивают компании-дистрибьютеры. Среди 10 ведущих дистрибьютеров в 2002 г. произошли некоторые перестановки. Так, значительно увеличили свою долю “Аптека-Холдинг” (с 0,86 до 1,73) и “Катрен” (с 0,33 до 1,16), что позволило им занять соответственно 5-е и 9-е места в рейтинге дистрибьютеров-импортеров (табл. 2).
Около 24% импорта в 2002 г. пришлось на дочерние компании иностранных производителей. Из них многие продемонстрировали снижение поставок (табл. 3). Данный факт свидетельствует о тенденции некоторых иностранных производителей переводить импортные поставки через дистрибьютерский сектор.
Розничные продажи в 2002 г. не претерпели существенных изменений. На долю первых десяти торговых наименований пришлось около 6,6% розничного рынка. Лидирующие позиции сохранили за собой но-шпа, кавинтон, эссенциале Н (табл. 4). В сравнении с 2001 г. существенно увеличили свою долю виагра, валокордин, ксеникал, энап – на 71, 44, 41 и 38% соответственно.
Усилия производителей фармацевтической продукции направлены на представленность своей продукции у национальных дистрибьютеров, так как это облегчает путь доставки препаратов до конечного потребителя. Одновременно и аптекам выгоднее брать расширенный ассортимент у небольшого числа дистрибьютеров c полным спектром предоставляемых услуг, не распыляя и без того ограниченные трудовые и материальные ресурсы. Тем более, что такой механизм работы пресекает поступление фальсифицированных лекарств в аптечную сеть. Все это приводит к усилению концентрации дистрибьютерского сектора. Достаточно привести следующие данные. Если в 2001 г. на долю национальных дистрибьютеров приходилось около 35% рынка, в 2002 г. — 40%, то в I квартале 2003 г. — уже около 45%. Ассортимент национальных дистрибьютеров также имеет положительную динамику и на сегодня составляет около 8-9 тыс. наименований, при этом растет доля парафармацевтической продукции.
Вопрос фальсификации ЛС неоднократно поднимался в “ФВ”. По данным Минздрава РФ, число фальсифицированных ЛС в 2001 г. составило 49 наименований, или 101 серию, причем доля препаратов российского производства — 67%, зарубежного – 31%, стран СНГ – 2%. Наиболее часто подделывают противомикробные препараты – 47%, гормональные средства – 11%, анальгетики – 7% и т.д. Выходом в данной ситуации могут быть скоординированные усилия всех участников рынка по предотвращению проникновения фальсифицированных препаратов в аптечную сеть.
Характерной тенденцией развития экономики России является процесс слияний и поглощений, не обошедший и фармрынок. Консолидация компаний позволяет снижать затраты, оптимизировать производственные мощности, осваивать новые рынки сбыта, увеличивать капитализацию компании, выходить на рынок внешних финансовых заимствований и т.д. Процесс слияния наблюдается как в сфере производства, так и в сфере дистрибуции. Так, например, в 2002 г. произошло слияние трех крупных компаний — “Россиб Фармация”, “Артромед” и “Фарм Тамда” в компанию “РОСТА”, занимающую сегодня 4-е место в рейтинге национальных дистрибьютеров. Среди российских производителей известны холдинги “Отечественные лекарства” (“Щелковский витаминный завод”, “Красфарма” и “Новосибхимфарм”), “Верофарм” (Белгородский и Воронежский филиалы).
По данным Госкомстата РФ, потребительские расходы населения увеличились в 2002 г. на 6,9%, что способствовало росту оборота розничной торговли. В связи с этим логично выглядит рост аптечных сетей, впервые появившихся в начале 90-х гг. в виде негосударственной аптечной сети “Мультифарма”, объединявшей на тот момент около 40 аптек и сменившей затем вывеску на “ICN”. В дальнейшем появились фарммаркеты “36,6”, включающие все элементы брендинга и предложившие потребителю российский аналог западных drugstore. Создание аптечных сетей продиктовано экономическими условиями и преследует своей целью повышение рентабельности бизнеса, в то же время требуя значительных инвестиций в свое развитие. Отличительной чертой аптечных сетей, особенно с открытой формой торговли, является преобладание в ассортименте парафармацевтических товаров как класса масс-маркет, так и класса премиум. Это тем более актуально, учитывая, что рост парфюмерно-косметического рынка в России составляет 10-15% в год. На сегодняшний день в России, по данным Минздрава РФ, присутствует около 60,7 тыс. аптечных предприятий, из них более 40% входит в аптечные сети, созданные государственными предприятиями, акционерами и индивидуальными предпринимателями. Большинство аптечных сетей с частной формой собственности сконцентрировано в центральных городах, характеризующихся высокой покупательской способностью.
Статья опубликована в журналеФармацевтический вестник

07.07.2003

Смотрите также:
Сколько весит...невроз?,   Аллергический ринит,   Как контролировать боль при остеоартрите. Современные варианты лечения,   Вопросы метрологического обеспечения и сертификации в области производства изделий медицинского назначения, стерилизуемых радиационным способом,   Исследование качества жизни у больных глаукомой
Интересные факты:
Классификация комплексных гомеопатических препаратов
В. Г. Кукес, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, М. С. Томкевич, кандидат медицинских наук, Н. А. Королева, кандидат медицинских наук, О. Г. Яновский, кандидат медицинских наук
Деэскалационная антибактериальная терапия - концепция повышения эффективности лечения тяжелых инфекций
Профессор В.Б. Белобородов РМАПО Введение В основе концепции деэскалационной терапии лежит принцип, который направлен на повышение эффективности лечения наиболее сложных и тяжелых, с точки зрения антимикробной терапии, нозокомиальных инфекций – нозокомиальной пневмонии и ангиогенных инфекций. Необходимость повышения эффективности лечения именно этих инфекций заключается
Современные аспекты лечения и профилактики постгерпетической невралгии
Лариса Ивановна Волкова Зав. неврологическим отделением Свердловской областной клинической больницы № 1 канд. мед. наук
Помощь при гипертонии
Ф.И.О  Елена Андреевна ВОПРОС:   Мы оставляем за собой право на публикацию поступающих писем целиком или части их без указания реальных имён авторов писем и их адресов. Публикация письма исключается при наличии специальной оговорки в тексте письма. Стиль и орфография автора сохранены.
Компьютер мой - враг мой?
С каждым днем персональные компьютеры все больше и больше входят в нашу повседневную жизнь. По данным репрезентативного общенационального опроса компании , в России в ноябре 2001 года около 9% респондентов от 16 лет и старше или члены их семей имели дома персональные компьютеры. В абсолютных цифрах это означает, что более 10 млн. взрослых жителей России пользуются дома компьютерами. За последние

 


© 2005-2017 www.medband.ru, написать письмо
Общие тенденции отечественного фармрынка
Медицина от А до Я. Заболевания. Симптомы.
Rambler's Top100