Яндекс.Метрика
 

   
Главная >> Медицинские статьи >> Оториноларингология

Микроэндоскопическая септопластика у детей

"Детская Ринология"
Зябкин И.В., Карпова Е.П.
Кафедра детской оториноларингологии Российской медицинской академии последипломного образования

Заболевания полости носа и околоносовых пазух остаются ведущими в структуре ЛОР-патологии детского возраста.
Лидирующее положение среди заболеваний полости носа и околоносовых пазух у детей в настоящее время занимает хронический риносинусит, наиболее частой причиной развития которого является деформация перегородки носа (Т.И.Гаращенко, М.Р.Богомильский, 2000).

Проблема диагностики и выбора лечебной тактики при деформациях перегородки носа у детей остается дискутабельной. До настоящего времени отсутствуют четкие показания к хирургическому лечению у детей, их возрастные критерии и методики проведения оперативного вмешательства. Не удовлетворяют также и результаты оперативного лечения, дающие большой процент осложнений.

Цель исследования:
разработка дифференцированного подхода к выбору хирургической тактики при деформациях перегородки носа у детей.

Материалы и методы:
С этой целью на базе ЛОР-отделения ДГКБ №13 им. Н.Ф.Филатова нами было проведено обследование и лечение 71 ребенка, за период с 2000 по 2002 год, с диагнозом: деформация перегородки носа, хронический риносинусит. Возраст детей составил от 3 до 14 лет. Из них мальчиков 40 (56,3%) и девочек 31 (43,7%). Всем детям выполнялась одномоментная коррекция внутриносовых структур, одним из этапов которой являлась септопластика.

Разработанный диагностический предоперационный алгоритм включал в себя анамнестические, клинические, эндоскопические данные и результаты компьютерной томографии в коронарной и аксиальной проекциях.

В нашей работе мы применяли: эндоскопы фирмы «Karl Storz» (Germany) 0°, 30° и диаметром 1,9 и 2,7 мм; микроскоп фирмы «Carl Zeiss» OPMI® ORL (Germany); набор микрохирургических инструментов фирмы «Karl Storz» (Germany) и фирмы «Aesculap» (Germany); компьютерный томограф CT-MAX 640 фирмы «General Electric» (USA).

Все дети были распределены в зависимости от объема и метода хирургического вмешательства на 3 группы: I исследуемую группу составили 29 (40,8%) детей. У 18 (25,4%) из них была выявлена S-образная деформация перегородки носа и у 11 (15,5%) С-образная. II исследуему группу составили 42 (59,2%) ребенка. У 19 (26,8%) из них был выявлен гребень, у 9 (12,7%) бугор и у 14 (19,7%) шип носовой перегородки. Контрольную III группу составили 15 (21,1%) детей с различными типами деформации перегородки носа. Объем и метод хирургического вмешательства подбирался индивидуально в зависимости от выявленных изменений на КТ полости носа и ОНП и во время проведения эндоскопической диагностики.

На основании данных проведенного нами обследования, которое включало эндоскопическую диагностику и КТ полости носа и ОНП были определены показания к проведению эндоскопического или микроскопического вмешательства.

В I исследуемой группе операции проводились под контролем микроскопа по методике M.N.Cottle (1958). Гемитрансфикционным разрезом в кожной части колумеллы справа, и отсепаровывая мукоперихондрий обнажали каудальные отделы 4-х угольного хряща. Далее тунелировали перегородку с обеих сторон, полностью обнажая зону деформации. Выделяли и извлекали деформированные участки хряща и кости, которые после моделирования реимплантировали. Во II исследуемой группе операции проводились под контролем эндоскопа 0°, 30° и диаметром 1,9 мм, 2,7 мм. Инцизия серповидным скальпелем выполнялась по ходу верхнего края деформации до хряща. Мукоперихондрий и мукопериост отсепаровывались распатором, обнажалась зона деформации. Скальпелем производился трансфикционный разрез хряща перед и за участком деформации. Деформированный фрагмент выделялся и удалялся. Производили моделирование лепестков слизистой и фиксацию их силиконовыми «сплинтами» (А.С.Лопатин, 1998); в III (контрольной) группе при всех видах деформации применялась стандартная методика по M.N.Cottle (1958) с использованием налобного осветителя.

Оценку клинической эффективности проведенных оперативных вмешательств проводили на 7, 14, 21 сутки и через 6 месяцев после вмешательства, на основании клинических данных, эндоскопической диагностики и КТ полости носа и ОНП. Клиническую оценку проводили согласно 10 бальной визуально-аналоговой шкале. Из клинических жалоб учитывали динамику жалоб, наличие головных болей, нарушение обоняния, количество и характер отделяемого, выраженность отечности слизистой оболочки полости носа.

Результаты:
В I исследуемой группе процент «отличных» результатов составил 62%, процент «хороших» результатов составил 38%. Во II исследуемой группе процент «отличных» результатов составил 64%, а процент «хороших» результатов 36%. В III (контрольной) группе процент «отличных» результатов составил 41%, процент «хороших» результатов составил 46%, процент «удовлетворительных» результатов составил 12% и процент «неудовлетворительных» результатов составил 1%. В I и II исследуемых группах «удовлетворительных» и «неудовлетворительных» результатов нами получено не было. 1% «неудовлетворительных» результатов в контрольной группе был связан с неправильным ведением больного в послеоперационном периоде и образованием перфорации перегородки носа.

Таким образом, в исследуемых группах клиническая эффективность была значительно выше по сравнению с контрольной группой. Данные результаты были подтверждены катамнестически.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
  • Разработанный диагностический алгоритм позволяет дифференцированно подойти к выбору метода и объема хирургического вмешательства
  • Показаниями к эндоскопической септопластике являются деформации в виде гребня, бугра или шипа
  • Показаниями к микроскопической септопластике являются S-образная и С-образная деформации
  • Применение указанных методик позволяет достичь выраженного клинического эффекта и рекомендовать их для практического применения в детской ринологической практике

  • "Детская Ринология"


    23.07.2003

    Смотрите также:
    Еще раз о «гадком утенке»,   Уроки красоты,   Банановая манна,   Секс: давайте жить по "внутренним часам",   Как добиться свежего дыхания ?
    Интересные факты:
    Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура у детей
    И. Н. Цымбал, кандидат медицинских наук Детская клиническая больница № 38 ФУ Медбиоэкстрем МЗ РФ
    Биорезонансный подход в выборе антидота при лечении ототоксической тугоухости
    М. Г. Абакаров ДМА, г. Махачкала Ю. Б. Белоусов, М. М. Магомедов РГМУ, г. Москва
    Ведение больных со спастичностью
    Профессор В.А. Парфенов ММА имени И.М. Сеченова Двигательные нарушения вследствие поражения головного или спинного мозга представляют одну из наиболее частых причин инвалидности у больных с заболеваниями центральной нервной системы. Среди двигательных нарушений преобладают центральные парезы и параличи конечностей, которые обычно сопровождаются повышением мышечного тонуса по типу
    10 мифов о воде...в косметологии
    Миф №1: В увлажнении нуждается только сухая кожа Конечно же, это утверждение неверно, а причина этого устойчивого мифа в путанице терминов. Сухая и обезвоженная кожа – это абсолютно разные понятия! Недостаток воды может испытывать как сухая, так и жирная кожа. Причем, как это не парадоксально, последняя обычно нуждается в увлажнении куда чаще. Стараясь удалить с кожи избыток жира, мы безжалос
    Длительный кашель у детей (диагностический алгоритм)
    Содержание

    • Основные правила
    • Причины длительного кашля
    • Связанные причины
    • Библиография
    • Комментарий переводчика


     


    © 2005-2017 www.medband.ru, написать письмо
    Микроэндоскопическая септопластика у детей
    Медицина от А до Я. Заболевания. Симптомы.
    Rambler's Top100